Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО – область художественного творчества, связанная с воссозданием реального звучания музыкальных произведений. К М.и. относится творчество певцов, инструменталистов, дирижёров. Наряду с созданием, распространением музыки и её восприятием, М.и. является важной и относительно самостоятел. формой музыкал. культуры общества, к-рая представляет собой 2 большие области: профессиональную (письмен. и устную традиции) и непрофессиональную (фольклор и организованное любительство). М.и. относится к области музыки профессиональной письмен. традиции, представленной творчеством европ. композиторов и исполнителей, и развивается как отдельный вид художествен. деятельности параллельно с композиторским искусством. В фольклоре и устном профессионализме М.и. не вычленено из первоначал. синкретизма. Оно возникало в период появления системы нотации, формировалось в связи с развитием музыкал. жанров, стилей, инструментария. Представления о М.и. и глав. творче­ской фигуре в нём – исполнителе – менялись в разные историч. эпохи. В древности М.и. проявлялось в фольклоре. В европ. музыке оно существовало первоначально в хоровом пении, позже – в инструментал. музыке. В эпоху средневековья в М.и. господствовал тип музыканта-«ремесленника», к-рый в своей практике полностью исходил из заранее существовавших правил и условностей культовой музыки и выполнял их применительно к определён. нот. тексту. В 16–17 вв. в Италии интерес к оперному и скрипич. искусству повлёк за собой обогащение и разнообразие исполнител. средств выражения и зарождение сольного М.и. Исполнитель был универсалом, «играющим композитором», в М.и. ценилось мастерство импровизации. Эпоха романтизма (19 в.) выдвинул тип «сочиняющего виртуоза», когда исполнитель-инструменталист пропагандировал собствен. музыку. Новый этап в развитии М.и. начался с сер. 19 в., когда функции исполнителя и композитора окончательно разделились, возник новый тип музыканта – истолкователя чужого композиторского творчества. Этим было положено начало расцвету сольного вокального и инструментал. М.и., а также искусства дирижирования. Как профессиональное искусство М.и. имеет свои особенности, художествен. и технич. задачи.

В Чувашии ранние виды М.и. были связаны с фольклором. Оно существовало в форме народ. коллективного пения (см. Фольклорное исполнительство, Хоровое искусство) и инструментал. наигрышей. Певцы, знавшие большое количество песен, назывались в народе юрµ µсти. Выдающимися исполнителями в 19 в. были Хведи Чуваш и Эмине, в 20 в. – Г.Ф. Фёдоров и И.Г. Вдовина; среди извест. народ. исполнителей-инструменталистов 20 в. – пузырист И. Макаров, гармонист П. Шоркин.

Профессиональные виды М.и. возникли после 1917. Профессиональными хоровыми коллективами являются Чуваш. государствен. хор (1924, см. Чувашский государственный академиче­ский ансамбль песни и танца), Чуваш. государствен. хоровая капелла (1967, см. Чувашская государственная академическая симфоническая капелла), «Классика» – Чебоксар. муниципал. певческая академич. капелла (1991). Важнейший вид М.и. Чувашии – вокальное искусство. Из вокальных коллективов наиболее известны Вокальный ансамбль Чувашского радиокомитета и Женский вокальный квартет. В 1936 создана единая концертная организация – Чуваш­ская государственная филармония, в состав к-рой в 1930–50-е гг. входили Чуваш. государствен. хор, Чувашский государственный симфонический оркестр и др. После 1960 филармония включает в себя также эстрад. коллективы: ансамбли «Сеспель», «Сявал» и др. С 1959 ведёт историю Чувашский государственный театр оперы и балета, к-рый дал развитие театрал. М.и. в таких крупных жанрах, как опера и балет. Камер. формы исполнительства развивались Камерным оркестром Чувашии, а также посредством сольного вокального и инструментал. исполнительства. Известными профессиональными певцами-солис­тами в 1920–30-е гг. были И.В. Васильев, А.И. Токсина, А.Г. Казакова, в 1950–70-е – М.И. Денисов, М.Ф. Кольцов, Т.И. Чумакова, в 1980–2000-е – П.Д. Заломнов, А.В. Зинкина, А.В. Ковалёв, Ю.А. Прокопьев, В.В. Смирнова, С.Х. Алексеев и др. Международ. известность получили современ. певцы В.П. Иванов, М.И. Еланова, А.Л. Ланцов; заслужили всеобщее признание солисты-инструменталисты – П.Ф. Филиппов (виолончель), М.М. Измайлов (кларнет, см. Измайловы), А.С. Любимов (гобой), В.А. Галкин (валторна), Н.Н. Иванов (труба), В.А. Важоров (флейта), Г.З. Степанов (скрипка), пианисты Г.С. Максимова и В.С. Максимова. Особый вид М.и. представляет дирижёрское искусство (см. Дирижирование). В Чувашии известными дирижёрами в 1920–30-е гг. были Ф.П. Павлов, В.П. Воробьёв, С.И. Габер, Г.И. Благодатов, в 1950–70-е – В.А. Ходяшев. После 1970-х гг. выделяется творчество В.А. Важорова, Ю.В. Васильева, М.Н. Яклашкина, Г.З. Степанова и др. Подготовка исполнителей осуществляется в Чебоксар. музыкал. училище им. Ф.П. Павлова, в Чуваш. государствен. институте культуры и искусств, на факультете искусств Чуваш. государствен. университета.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство