«АКА-СУХА ЮРРИ» – 1. одно из жанровых наименований обрядовых застольных песен кĕреке юрри; 2. произведение для хора а капелла композитора С.М. Максимова, обработка старинной чувашской народной песни. Используя традиции архаич. фольклор. гимнов земле, труду и роду-общине, автору удалось воплотить идеалы фундаментальных ценностей народ. философии и этики, создать художествен. образ большой глубины и выразительности. Впервые «А.-с. ю.» прозвучала в четвёртом Этнографическом концерте 17 марта 1929 и с тех пор вошла в постоянный репертуар исполнителей (с перерывом в 1938–54, когда произведения Максимова оказались под запретом). Получив общенарод. известность, хоровая композиция «А.-с. ю.» стала одним из общенациональных культурных символов (а в годы «перестройки» – своего рода неформальным гимном чуваш. интеллигенции). 9 октября 1992 «А.-с. ю.» утверждена также в качестве гимна Чувашского национального конгресса. Партитура Максимова многократно переиздавалась, в т. ч. под названиями «Кĕреке юрри» (1931), «А.-с. ю.» (в 1936, 1959, 1965, 1976), «Алран кайми аки-сухи» (1960).
При создании произведения композитор использовал две старинные кĕреке юрри, частично совпадающие по сюжету, но различные по напеву. Обе фольклор. записи сделаны им во 2-й пол. 1920-х гг. и в 1932 опубликованы в книге «Песни верховых чуваш» (№186 и 187). Мелодич. основой композиции стала песня с. Альгешево Чебоксар. р-на, записанная от Н.С. Айзмана. Композитор сохранил оригинальный мелодико-текстовый ритм фольклор. напева, отмеченный архаичной несимметричностью квантитативной структуры (2325 // 2324 // 2325 // 2324), внеся в него незначительные коррективы. В 3-й строфе, где многократно проводимые имитацион. подголоски в разных голосах обусловливают необходимость единства тактового размера, ритм напева тонко, с сохранением узнаваемости общего рисунка, приведён в соответствие с единым размером 3/4 и приобрёл вид 2424 // 2427 // 2727 // 2427. Особенностью положенной в основу произведения мелодии «А.-с. ю.» является также необычайно широкий, почти двухоктавный, диапазон a-g2. Своеобразно и её ладовое строение – пентатонный звукоряд первой половины a1c2d2e2g2 (в теории – звукоряд «e») во второй половине сменяется звукорядом ac1d1e1f1a1c2d2 (т.е. наклонения «h», редчайшего в пентатонной музыке). Поэтич. основу произведения Максимов сформировал из текста песни кĕреке юрри из д. Коснары Чебоксар. р-на. Её запись отличалась полнотой изложения сюжета, к-рой не хватало в альгешев. варианте. Композитор исключил строки с упоминаниями языческих богов Турă и Пÿлĕх (неприемлемые в совет. условиях), привёл остальные строки и строфы в соответствие с формой напева из Альгешева, для чего потребовалось изменить повторы и добавить в каждую строфу припевную строку из альгешев. песни. Образовались четыре строфы, к-рых не было в фольклор. прототипах. Сюжет получил величаво-неторопливое развёртывание с последовательным переключением внимания с сакральных предметов на их человеческое окружение, с одинаковыми повторами строк и рефреном. Музыкальная композиция «А.-с. ю.», с учётом песенного происхождения темы, представляет собой куплетно-вариацион. форму. Интенсивность варьирования, придающая развитию сквозной характер, позволяет назвать её также циклом вариаций на неизменную мелодию. Добиваясь контраста между куплетами, автор использовал разнообраз. фактур. приёмы: чередования сольного запева и хорового подхвата, плотных аккордов, полифонич. имитаций, контрапунктов и октавных унисонов, удвоения голосов в кульминациях. Важнейшее музыкально-драматургич. значение имеют исполнительские штрихи и нюансировка, проработанные автором тончайшим образом. Каждая строфа строится как динамич. волна: начинается сдержанно, достигает f, один раз – ff (громкостная кульминация композиции), причём в каждой строфе по-разному, и ниспадает в заключительное р или рр. Подчёркнуто приглушённое окончание отображает структуру фольклор. мелодии, в заключительной фразе спускающейся в предельно низкий для голоса регистр. Таким динамич. планом композитор также избегает перехода неторопливого движения и торжественности звучания в поверхност. пафос, чуждый духу чуваш. народ. культуры.
Автор: М.Г. Кондратьев.