Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ÇУЛĂК [с’улък], кĕрÿ тутри – один из видов обрядовых платков, использовавшийся исключительно в свадебной церемонии. Имел важное охранител. значение, ему приписывались магические функции. В 18–19 вв. во всех этнографич. и этнотерриториал. группах чувашей изготавливался из прямоугол. куска холста размером ок. 50×36 см, имел традицион. композицию, богато орнаментировался двухсторон. швами. Вдоль краёв вышивалась шёлком и шерстью многоцвет. кайма шириной 8–9 см, к внутрен. двум или четырём углам примыкали квадратные (реже треугол.) узоры; в середине оставалось небольшое централ. поле. Сложный геометрич. орнамент с разнообраз. космогоническими мотивами выполнялся несколькими видами швов из дорогих цвет. нитей. Узоры обшивались также красными шёлковыми лентами, к наруж. кра­ям платка пришивалась красная или 2–3-цвет. бахрома. Обычно Ç. готовила девушка и дарила жениху в день сватовства. Мог использоваться в трёх вариантах: в сложенном по диагонали виде и пришитый к свадеб. халату – как покрытие плеч жениха; в руках или пришитый к рукаву – как церемониал. (плясовой) платок; подоткнутый под пояс – в качестве поясной подвески. В одном свадеб. костюме могли соединяться два способа ношения платков.

Верховые чуваши свадеб. платок называли словом тваткал (букв. прямоугольник); чуваши Приуралья – ал тытти (букв. то, что должно быть в руках); чуваши Оренбуржья (быв. Бузулук. у. Самар. губ.) – Çулăх. Аналогич. платки, бытовавшие у горных и луговых марийцев, назывались сюлых.

Наиболее полная коллекция свадеб. платков типа Ç., приобретённая в нач. 20 в. казан. этнографом И.Н. Смирновым, находится в фондах Росс. этнографич. музея (С.-Петербург). В Чувашии аналогичные коллекции, собранные глав. обр. художником-исследователем М.С. Спиридоновым в 1920–30-х гг., хранятся в Чуваш. национал. музее и науч. архиве ЧГИГН. Композиция и мотивы узоров Ç. широко использовались Е.И. Ефремовой и др. художниками предприятий художествен. промыслов для разработки и декорирования современ. изделий: настольников, салфеток, скатертей.

Автор: Г.Н. Иванов-Орков.
Иллюстрации
Çулăк.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство