АКАТУЙ [агадуй] (букв. праздник пахоты) – цикл весенних аграрных обрядовых празднеств и магических действий. У верховых сухату, у части низовых сапантуй – то же самое. Встречающийся в популярной литературе перевод «свадьба плуга» неверен. Имеет много общего с сабантуем татар., ага пайрам марийцев, аналогичными праздниками др. народов Сред. Поволжья, параллели у народов Север. Кавказа. Состоит из двух разделён. по срокам проведения частей. Перед началом весен. полевых работ старший в семейно-родствен. группе собирал родню по мужской линии – односельчан. Стол передвигали к раскрытой двери, ставили ковш с пивом, на блюде подавали каравай, круг сыра чµкµт, крашеные яйца, колобки и пр. Глава семьи отламывал и раздавал гостям кусочки хлеба, сыра; старший из родни, обратясь в сторону приоткрытых дверей, молился Турă и земледелия божествам и духам о ниспослании обильного урожая, плодовитости и тучности скота, здоровья и благополучия семье и родне, после чего съедали розданное и садились за стол угощаться. Спустя нек-рое время, взяв с собой еду и напитки, направлялись на озимое поле, с ними шла молодёжь, дети. На краю загона старший обращался к Турă, божествам и духам земли, каждый из участников обряда отделял немного от еды и напитков; затем трапезничали; молодёжь гадала об урожае, бросая в поле яйца. Возвращались домой с обрядовыми песнями. На другой день родню собирала следующая семья; угощение, обрядовые действия проходили скромнее. Эта часть А. длилась неделю, каждая семейно-родствен. группа обязана была исполнить обрядовые действия, за чем строго наблюдали старейшины села. Считалось, что в противном случае боги и духи покарают деревню, наслав большую беду (засуха, град и пр.). С христианизацией эту часть А. постепенно перестали исполнять. В 1870-х гг. зафиксирована в четырёх деревнях Чебоксар. и Цивил. уездов Казан. губ.
По завершении весен. полевых работ селение или несколько соседних устраивали празднество на лугу близ водоёма. У женщин, вышедших замуж в течение года с прошлого А., собирали расшитые полотенца. Вкапывали длинный шест с расшитым полотенцем наверху – флаг А. Начальной частью являлись состязания: бег, борьба, скачки, поднятие гири и др., в к-рых участвовали мужчины. Бегуны выступали в разных возраст. группах: от мальчиков до молодых мужчин, преодолевая дистанцию от 0,5 до 3 вёрст, победители получали полотенца, яйца. Борьбу на поясах начинали подростки, по мере выбывания побеждённых постепенно подключались юноши, мужчины. Сильнейшего именовали богатырём паттµр, подносили барана, купленного вскладчину (мог выделить богатый односельчанин из соображения престижности); победитель, взвалив барана на плечи, делал круг почёта. Наиболее захватывающим зрелищем считались скачки на 3 и более (до 8) вёрст. Стартовали в поле, финишировали около флага. Всаднику дарили полотенце, иногда что-л. из праздничной одежды; хозяин скакуна становился известным широкой округе. На состязания допускались и жители др. деревень, в т. ч. др. национальностей. Устраивали шуточные соревнования женщин, детей: бег в мешках, бег с полными вёдрами и др. Семейные со своими гостями возвращались в селение и пировали, молодёжь продолжала веселиться. В ряде местностей А. означает также какое-л. состязание (чаще – бег наперегонки).
По решению Чуваш. ОК ВКП(б) и СНК Чуваш. АССР, с 1933 стали проводить колхоз. и район. А. по единому сценарию, составлявшемуся республикан. оргкомитетом: митинговая часть с докладом и чествованием передовиков, затем спортив. состязания, концерт художествен. самодеятельности (несколько номеров были обязательными для всех коллективов), массовое гуляние. С кон. 1950-х гг. А. стали именовать «праздником песни и труда»; завершающим являлся Республикан. праздник песни и труда, проходивший в Чебоксарах. Последний заключался в выступлениях сводного республикан. хора, район. самодеятельных коллективов на нескольких площадках и массовом гулянии. С 1990-х гг. вернули первичное название. В 2000-х гг. республикан. А. проводится поочерёдно в район. центрах. В диаспоре А. именуют празднества, организуемые чуваш. национально-культур. обществами (напр., в Тюмен. обл.).
Автор: П.П. Фокин.