Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

«АКАТУЙ» – сюита для фортепиано Г.В. Воробьёва, выдающееся произведение музыкального искусства Чувашии. Известно также под названием «Праздник в колхозе». Создано в 1936 в период учёбы автора в Моск. консерватории. Через несколько лет оно вышло отдельным изданием в «Музгизе», включалось в программы концертов как в Чебоксарах, так и в Москве. Специалисты отмечали, что «это сочинение... полно свежести, молодости и говорит о большом таланте автора» (Д.Б. Кабалевский, 1941). Сюита «А.» вошла в ряд сочинений, анализируемых в консерваторском курсе истории совет. фортепиан. искусства.

«А.» состоит из шести частей, имеющих программные заголовки: Шуткă (Шутка), Сăпка юрри (Колыбельная), Сăрнай (Подражание волынке), Ал­тансемпе чăхсем (Петухи и куры), Юрă (Песня), Акатуй (Праздник в колхозе).

Произведение пронизано солнечным мироощущением молодого музыканта, радующегося жизни, своему таланту и мастерству. Эмоциональный диапазон пьес весьма широк – от поэтичной «Колыбельной» и лирической «Песни» до брызжущей весельем «Шутки», терпкого по языку «Подражания волынке» и юмористич. музыкальной картинки «Петухи и куры». Финальная часть «Праздник в колхозе» вбирает в себя эти контрасты, основываясь на нескольких темах, перекликающихся с темами предыдущих пьес.

Каждая часть представляет собой вполне закончен. пьесу-миниатюру. Сыгранные последовательно, они образуют целостный цикл, построен. по принципу нарастающего контраста. В. умело использовал выразительные средства чуваш. народ. музыки, достиг структурной завершённости цикла последовательным раскрытием особенностей национального музыкального языка.

Незаурядную изобретательность композитора в сфере звукоподражания иллюстрируют 3-я и 4-я части, воспроизводящие звучания реального мира, искусно «инкрустируемые» в музыкальную ткань фортепианных пьес. Так, «Подражание волынке», рисуя сценку игры на старин. чуваш. волынке, придаёт звучанию специфич. колорит. Для этого используются приёмы квартового удвоения мелодии наигрыша, политонального сопоставления (фа мажор + ре-бемоль мажор) мелодии и сопровождения-бурдона (см. нотный пример).

Издания сюиты «А.»: Воробьёв Г.В. «Праздник в колхозе». Сюита для форте­пиано. М.; Л.: Музгиз, 1946; Воробьёв Г.В. Пьесы для фортепиано. Сост. Ю. Пи­терин. М.: Музыка, 1969.

Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кабалевский Д.Б. О творчестве молодых композиторов // Советская музыка. 1941. № 3; Он же. Нотографические за­метки. Геннадий В. «Праздник в колхозе» // Совет­ская музыка. 1946. №2–3; Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. М., 1974.
Иллюстрации
Начальные такты пьесы «Акатуй». «Сăрнай» (Подражание волынке).

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство