ДРАМА (от греч. drama – действие) – 1) род литературы (наряду с эпосом и лирикой). Чуваш. Д. зародилась на заре истории человечества, когда сложился традицион. обрядовый комплекс туй (свадьба), т.к. именно он вошёл в основу народ. Д. Элементы Д. имеются и в различ. дет. играх, в действиях ряда ритуалов и церемоний. Глав. мотивом в произведениях народ. Д. является мотив добывания невесты, что отразилось и в первых литератур. обработках фольклор. текстов; 2) жанр литературы (вместе с трагедией и комедией), становление к-рого шло вместе с развитием национал. театра. Первые спектакли ставились учениками Симбир. чуваш. учител. школы на рубеже 19–20 вв. В тот период Г.И. Комиссаров (Вантер) создал социально-бытовые Д. на чуваш. языке. В 1907 в газете «Хыпар» М.Ф. Акимов опубликовал текст пьесы «Ялти пурµнµ®» (Сельская жизнь), к-рый следует отнести к жанру социально-психологич. Д. В первые годы совет. власти чуваш. драматургия обогатилась Д. М.Ф. Акимова (Аруя), Н.С. Ефремова, Г.В. Тал-Мрзы и др. Вершиной развития чуваш. драматургии того периода следует считать философско-психологич. Д. Ф.П. Павлова «Ялта» (В деревне, 1920). В 20-е гг. 20 в. появляются первые историч. Д. М.Ф. Юрьева, социально-психологич. Д. И.С. Максимова-Кошкинского и П.Н. Осипова. В 1930-е гг. романтич. пафос и философско-психологич. глубина национал. Д. сменяется тенденциозностью и схематичностью пьес, к-рые в нек-рой степени сохраняются и в бесконфликт. пьесах 50-х гг. 20 в. В 1960–70-е гг., благодаря творчеству Н.Т. Терентьева, восстанавливаются национал. традиции в жанре Д., а именно – психологичность, иносказательность и романтич. дух глав. героев. В чуваш. драматургии 1980–90-х гг. и нач. 21 в. преобладают философско-психологич. Д., хотя имеются и отдельные опыты др. жанров.
Автор: В.Г. Родионов.