МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА – принятое в русскоязычной литературе наименование научной дисциплины, изучающей музыкальный фольклор (народ. музыкал. творчество, см. Народная музыка). Для её обозначения используются также термины музыкальная этнография, этномузыковедение (калька с англ. ethnomusicology), сравнительное музыковедение (нем. vergleichende Musikwissenschaft, использовалось до сер. 20 в.), акцентирующие те или иные междисциплинар. аспекты. М.ф. – раздел музыковедения, одновременно она связана с общей этнографией, фольклористикой (филологической), социологией. Возникла непосредственно на стыке изучения этнографич. данных о музыке и музыкал. быте того или иного народа и творческой деятельности композиторов, претворявших фольклорные мелодии в своём творчестве (что получило в европ. странах распространение глав. обр. в 19 в.). Вопрос о науч. подходе к народ. песне в России сформулировали В.Ф. Одоевский и А.Н. Серов (последний – в статье «Народная песня как предмет науки», 1869–71). Отдельной рубежной датой в истории М.ф. стало изобретение звукозаписи в 1877 и использование её в науч. целях (см. Грамзапись).
Основные аспекты М.ф.: фиксация (запись) произведений народ. музыки с помощью нотации, в 20 в. – аудио- и видеоаппаратуры, науч. документирование, систематизация и обобщение сведений о конкрет. музыкал. культурах (формулирование «теории национальной музыки»), публикация произведений народ. музыки в книгах и на иных носителях, введение разработанных исследователями науч. данных в обиход общего музыковедения (напр., таковы учения о ладах индийской музыки, болгар. ритмике, полифонии рус. песни, гармонии грузин. песни, мугамных композицион. формах Ближнего Востока и т. д.). Пользуясь достижениями М.ф., развивается также практическое освоение народ. музыки в современ. культуре (см. Фольклорное исполнительство).
Чуваш. М.ф. имеет более чем двухвековую историю. Начало ей положено этнографич. описаниями 18–19 вв. в трудах Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, А.А. Фукс, С.М. Михайлова, В.А. Сбоева, Н.И. Золотницкого, Г.И. Комиссарова и др. В 1870 А.Ф. Риттих впервые опубликовал 4 чуваш. мелодии в записи воен. капельмейстера И.В. Гусева. К этнографич. трудам примыкают многочисленные музыкально-фольклорные материалы, собиравшиеся с 80-х гг. 19 в. под руководством И.Я. Яковлева, Н.И. Ашмарина, Н.В. Никольского, В.К. Магницкого (известны, напр., рукопис. сборники нотных записей народ. песен чуваш. учителей А.Н. Александрова, Н.Е. Ефимова, А. Пчелова, А. Брагина, 1890). Наиболее значител. результаты этой деятельности – два выпуска «Образцов мотивов чувашских народных песен и текстов к ним» (1908, 1912). Всего до 1917 в различ. изданиях опубликованы ноты 282 чуваш. народ. мелодий. Особое место в истории чуваш. М.ф. принадлежит труду В.А. Мошкова (1893–94), где наряду с нотными записями содержится первое теоретич. описание особенностей чуваш. народ. музыки и народ. музыкал. инструментов.
С 1917 чуваш. М.ф. развивалась в основном музыкантами – выходцами из народа. В 1920–30-е гг. развернулась собирательская работа С.М. Максимова, Ф.П. Павлова, В.П. Воробьёва, Г.Г. Лискова, Т.П. Парамонова, И.В. Салтыкова и др., выделяются публикации и исследования Ф.П. Павлова и С.М. Максимова (его работа «Чувашская народная песня. Опыт исследования» издана в 1964). В архивах хранятся рукописные нотные записи, сделанные участниками комплексной экспедиции 1933, коллективный труд «450 чувашских народных песен» С.М. Максимова, И.В. Люблина, В.М. Кривоносова (1934–36), сб. «Чувашская народная музыка» Е.В. Гиппиуса (1939–40). В 1940–50-е гг. чуваш. народ. песни записывали композиторы В.П. Воробьёв, Г.Г. Лисков, А.Н. Тогаев, Ф.С. Васильев, Ф.М. Лукин, М.А. Алексеев, А.В. Асламас, А.А. Петров, музыковед Ю.А. Илюхин. С 1970-х гг. центром развития М.ф. стал отдел искусствоведения ЧГИГН: проводятся экспедиции, публикуются сборники народ. песен, исследования М.Г. Кондратьева, А.А. Осипова и др.
В чуваш. М.ф. внесли вклад и зарубеж. учёные. Первые звукозаписи народ. песен с помощью фонографа выполнены немцем Г. Шюнеманом в 1914 (не опубликованы) и австрийцем Р. Лахом в 1917 (опубликованы в 1940). Древние связи венгер. и чуваш. народ. музыки изучали З. Кодай, Л. Викар, К. Пакша; связям болгар. и чуваш. народной музыки посвятил статью болгар. музыковед Н. Кауфман (1970, рус. перевод – 1971).
См. также лит. при ст.: Музыка, Музыковедение, Народная музыка, Музыкальные инструменты народные.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Мошков В. А. Мелодии чувашских песен. Казань, 1894; Павлов Ф. П. Чуваши и их песенное и музыкальное творчество. Ч., 1927; Илюхин Ю. А. Из истории изучения чувашской народной музыки // Музыка России. М., 1986. Вып. 6; Кондратьев М. Г. О чувашской музыкальной фольклористике //Актуальные вопросы истории и теории чуваш. искусства. Ч., 1979; Никитин (Юрки) И. Д. Песни чуваш Ядринского и соседних уездов. Казань, 1908; Максимов С. М. Чăваш кăввисем. 1-мăш пайă. М., 1924; Он же. Чувашские народные песни. М., 1964; 146 песен, записанных от Гаврила Фёдорова С. Максимовым, Ф. Павловым, В. Воробьёвым и Т. Парамоновым. Ч. – М., 1934; Чернов В. С. О чувашских народных музыкальных инструментах // Проблемы развития художественных промыслов и народного искусства. Ч., 1988; Осипов А. А. Чувашская свадьба: обряд и музыка свадьбы вирьял. Ч., 2007; Кодай З. Зачем нам нужна чувашская музыка? // Кодай З. Избранные статьи. М., 1982; Кауфман Н. Чувашката и българската народна музика // Българска музика. 1970. № 6; Vikar L., Bereczki G. Chuvash folksongs. Akademiai kiado. Budapest, 1979; Vikar L. Chuvash melody types // Chuvash studies. Budapest, 1982; Paksa K. Pentatonic Melodies with a Narrow Range in Hungarian and Chuwash Folk Music // Studia Musicologica Academiae Scientarum Hungaricae 26, 1984.