СИМФОНИЯ (греч. symphonia – созвучие) – музыкальное произведение в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки, один из важнейших жанров симфонической музыки. Исполняется симфонич. оркестром, в отдельных случаях с участием хора, певцов-солистов и солирующих инструментов. Обычно состоит из 4 частей. Классич. тип С. сложился в кон. 18 – нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен).
С. в Чувашии появилась в 30-х гг., получила развитие в 60–80-х гг. 20 в. «Чувашская симфония» для домры, голоса (сопрано) и оркестра ленинград. композитора В.Г. Иванишина (1936) открыла лирико-жанровое направление в развитии чуваш. инструментал. музыки. Классич. образец национал. симфонизма – эпико-драматич. Симфония до минор Г.В. Воробьёва (1939). Её традиции продолжила «Симфония на чувашскую народную тему» А.А. Петрова (1961). Драматически трактует этот жанр во Второй симфонии М.А. Алексеев (1964), ряд масштаб. лирико-эпич. полотен создал А.М. Токарев. В жанре «большой» С. написана Вторая симфония Т.И. Фандеева (1988).
М.А. Алексеев соединил свойства симфонич., хоровой и вокал. музыки: в Первой симфонии «За мир» (1961, на стихи М. Топчего) и в Третьей ораториальной «Симфонии села» (1971, на стихи Б.В. Заболотских) – с хором, в Четвёртой С. «Поёт птица времени» (1977, на стихи С.Г. Боброва) – с детским, смешан. хорами и аудиозаписью синтезатора. Для исполнения с солистом тенором написана «Военная симфония» (1975, на стихи Я.Г. Ухсая) Ф.С. Васильева.
В «Космической симфонии» А.В. Асламаса (1975), Симфонии Л.А. Новосёловой (1982) и Симфонии-поэме А.Г. Васильева (1980) заложен новый для чуваш. музыки принцип поэмности. К концентрации формы, сопровождаемой сгущением психоэмоционал. характеристик, с кон. 1980-х гг. стремятся в своих симфонич. произведениях композиторы Л.Л. Быренкова, В.Г. Салихова, Л.В. Чекушкина, А.П. Галкин.
Автор: С.И. Макарова.