ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (позднелатин. praeludium, от лат. praeludo – играю предварительно, делаю вступление) – небольшая инструментальная пьеса. Первые П. были написаны в 15 в. и представляли собой вступление импровизацион. характера к основной пьесе (обычно фуге) или многочаст. циклу. Как самостоятел. пьеса П. появилась в 16 в. Устойчивый парный цикл П. – фуга утвердился в творчестве И.С. Баха. В 19–20 вв. П. стала одним из распространён. жанров малых форм. В фортепиан. музыке возник тип крупного цикла только из П. в разных тональностях.
В чуваш. музыке первые П. появились в 1930-е гг. – П. для фортепиано В.М. Кривоносова, И.В. Люблина, Г.Я. Хирбю. Первый цикл П. и фуга был сочинён в 1935 для квартета деревян. духовых инструментов Г.С. Лебедевым. Большой вклад в развитие жанра в эти годы внёс Г.В. Воробьёв, создавший ряд П. для фортепиано, для гобоя с фортепиано, для симфонич. оркестра. В 1950–70-е гг. в творчестве М.А. Алексеева, Ф.С. Васильева, Л.А. Новосёловой, В.А. Ходяшева, А.М. Михайлова П. выступает как небольшое самостоятел. произведение, как вступител. пьеса к фуге или как одна из частей цикла. Большинство сочинений создано для фортепиано, реже – для других инструментов. Составом исполнителей выделяется П. и фуга для струн. оркестра В.А. Ходяшева (1955). Крупные циклы из П. для фортепиано представлены в творчестве М.А. Алексеева (1959), А.М. Токарева (1971), Ф.С. Васильева (1979), П. для скрипки solo пишет Л.А. Новосёлова (1977). Черты жанра П. прослеживаются в цикле «11 пьес» А.Г. Васильева. В 1980–90-е гг. ряд П. для фортепиано создали Л.Л. Быренкова, А.П. Галкин, Ю.П. Григорьев, А.Н. Никитин, В.Г. Салихова, Л.В. Чекушкина.
Автор: Л.И. Бушуева.