УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало) – оркестровое вступление к театральным музыкальным и драматическим жанрам, оратории, кинофильму и т.п.; самостоятельная оркестровая пьеса в сонатной форме. К кон. 17 в. утвердились 2 основных типа У. – итальян., состоящая из быстрой, медленной и снова быстрой частей, и франц., медленная, быстрая полифоническая и медленная части.
Создателями классич. У. в сонат. форме, часто имеющей медленное вступление, являются композиторы венской классич. школы (В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). В 19 в. Ф. Мендельсон создал У. как самостоятел. концертные произведения программного характера («Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру, «Фингалова пещера» и др.). «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» М.И. Глинки утвердили тип классической У. на народ. темы. Его традиции продолжили М.А. Балакирев, С.И. Танеев и ряд совет. композиторов. Большое распространение получил жанр торжествен. У.: «Академическая» И. Брамса, «1812 год» П.И. Чайковского, «Торжественная» А.К. Глазунова, «Праздничная» Д.Д. Шостаковича, «Приветственная увертюра» А.И. Хачатуряна и др.
Создателем У. на темы 3 чуваш. песен (1932) был В.М. Кривоносов. Народно-жанровую линию продолжил Г.Я. Хирбю (1935). У. С.М. Максимова (1935), тоже опирающаяся на фольклор. материал, обозначила характерную для чуваш. совет. искусства тему тяжёлого прошлого и счастливой новой жизни.
С У. А.М. Токарева «Праздничная» (1947) и «Приветственная» (1947) началось главное, славильно-дифирамбическое направление развития этого жанра в чуваш. музыке. Авторами празднич. и торжествен. У. были Т.И. Фандеев (1951, 1969), Г.А. Анчиков (1964), А.А. Петров (1979), В.А. Ходяшев (1985). Неожиданно и интересно представлен жанр в У. «Спортивный праздник» (1961) В.А. Ходяшева, в к-рой композитор передал дух соревнования, юношеский задор и раскрыл широкую гамму чувств. А.Г. Васильев в «Праздничной увертюре» (1974) дал новый поворот в раскрытии традицион. темы. Его музыка выразила ликование народ. массы, сплочённой единым порывом. Произведение свидетельствует о творческом преломлении традиций праздничной У.
Затронули чуваш. композиторы и жанр программной У.: «Сендиер и Пинерби» (1958) А.В. Асламаса по мотивам драмы «Айдар» П.Н. Осипова; У.-фантазия Г.А. Анчикова «В селе Сильби» (1980-е гг.) по поэме К.В. Иванова «Нарспи».
Автор: С.И. Макарова.