МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ – музыкально-сценическое произведение комедийного плана. Термин «М.к.» применяется по отношению к таким жанрам, как опера-буффа, оперетта, комич. опера, водевиль и др. Однако, в отличие от оперетты, в М.к. музыка не столь тесно связана с развитием сценич. действия и не имеет драматургически определяющей роли. Развёрнутые музыкал. сцены, в т.ч. и инструментал. (напр. увертюра), как правило, отсутствуют. Музыкал. номера служат связками между разговорными диалогами и построены на песен. или танцевал. основе.
Первая чуваш. М.к. «Хаваслăх» (Радость, музыка В.М. Кривоносова, либретто А.Я. Каттая, 1935) явилась шагом к развитию чуваш. оперы. В ней использованы развёрнутые музыкал. формы (вокал. и инструментал.), элементы сквозного развития (лейттема). Послевоен. развитие М.к. в Чувашии связано с деятельностью Чуваш. государствен. академич. драматич. театра и Чуваш. театра оперы и балета. В разные годы к жанру М.к. обращались композиторы: А.Г. Орлов-Шузьм – «Çĕмĕрт çеçки çурăлсан» (Когда расцветает черёмуха, либретто И.С. Максимова-Кошкинского, тексты песен А.Е. Алги, оркестровка С.М. Максимова, 1949); Т.И. Фандеев – «Виçĕ туй» (Три свадьбы, либретто А.А. Эсхеля, 1953); А.В. Асламас – «Шуршăл тăхлачи» (Сваха из Шоршел, либретто П.Н. Осипова, 1963); Г.Я. Хирбю – «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана, либретто Н.С. Айзмана, 1965); Ф.С. Васильев – «Анаткасра» (В Анаткасах, либретто Г.Т. Терентьева, 1976).
С последней трети 20 в. мастерами чуваш. М.к. стали Г.С. Максимов – «Энĕш хĕрринче» (На берегу Аниш, либретто Г.Т. Терентьева, 1969), «Элпуçĕнчи Нарспи» (Нарспи из Эльбусь, либретто Г.Т. Терентьева, 1979), «Юратупа мыскара» (Любовь и переполох, либретто Г.В. Спектора, 1989); Ю.Д. Кудаков – «Праски инке хĕр парать» (Тётушка Праски дочку выдаёт, по пьесе А.С. Чебанова, 1980), «Çĕмĕрт шап-шурă çеçкере» (Белая черёмуха, либретто Г.Т. Терентьева, 1981), «Кăвак сирень айĕнче» (Под душистой сиренью, либретто Н.И. Сидорова, 1992); А.П. Галкин – «Манăн арăм – Хуанита» (Моя жена Хуанита, либретто Н.И. Сидорова, 2005); Ю.П. Григорьев – «Праски кинеми мăнукне авлантарать» (Бабушка Праски внука женит, либретто А.С. Чебанова, 1996). В 1990-е гг. несколько М.к. Ю.Д. Кудакова на либретто Н.И. Сидорова было поставлено Чуваш. молодёж. театром: «Шупашкарти савни» (Невеста из Чебоксар, 1991), «Шупашкарти савнин Шупашкарти каччи» (Жених и невеста из Чебоксар, 1995), «Шупашкарти савни качча тухать» (Чебоксарская невеста выходит замуж, 1995), «Шупашкарти савни – Шупашкарта» (Чебоксарская невеста в Чебоксарах, 1996), «Шупашкарти савни ачипе» (Чебоксарская невеста с младенцем, 1998).
Автор: С.В. Ильина.