МАРШ (франц. marche) – музыкальный жанр, возникший для регулирования синхронного движения большого количества людей, один из основных прикладных жанров. М. отличает активный и мужествен. характер, чёткий ритм, размерен. темп, квадратность структуры. Обычные размеры – 2/4, 4/4, 6/8; используются характер. ритмич. рисунки; форма – простая или сложная трёхчастная репризная. Один из глав. жанров воен. музыки. В Чувашии многие М. созданы для духового оркестра. В 1920–40 гг. М. писали С.М. Максимов, Ф.П. Павлов, Г.В. Воробьёв, С.И. Габер, Г.А. Анчиков, Г.Г. Лисков, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев, Г.Я. Хирбю. Наиболее извест. сочинения – «Чувашский марш» С.М. Максимова (1927), «Вперёд, Красная Чувашия» Ф.П. Павлова (1930), «Чувашский марш» С.И. Габера (1934), «Пионерский марш» Г.В. Воробьёва (1938) и др. Отдельные М. предназначены для фортепиано (Г.В. Воробьёв, А.Г. Орлов-Шузьм, А.М. Михайлов), симфонического оркестра (Г.С. Лебедев, Г.Я. Хирбю, Т.И. Фандеев). Первые песни-М. создали Ф.П. Павлов (1920-е гг.) и Г.Я. Хирбю (1930-е гг.). В 1950–70-е гг. М. создавалось значительно меньше, но для более разнообраз. исполнительских составов. А.Н. Тогаев, Г.Г. Лисков, Л.А. Новосёлова, А.М. Михайлов, Т.И. Фандеев, В.А. Ходяшев писали М. для духового, симфонич. оркестров, фортепиано, вокал. исполнения. После 1960-х гг. интерес к жанру инструментал. М. постепенно угас, но был создан целый ряд маршевых песен, развивавших традиции совет. массовой песни. Эта жанровая разновидность связана с определённой образной сферой – героикой воен. побед, трудовых будней, борьбой за мир. Многие песни посвящались комсомолу и молодёжи. Среди авторов – Г.Я. Хирбю [«Эпир – çĕн ĕмĕр çыннисем» (Мы – люди новой эпохи)], Г.С. Лебедев [«Туслăхпа мир юрри» (Песнь мира и дружбы)], Ф.М. Лукин [«Çĕр-планета чĕнет» (Мир беречь на Земле)] и др.
Автор: Л.И. Бушуева.