Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – краткий музыкальный оборот, рельефный в ритмическом, мелодическом, иногда и в гармоническом отношении. Выполняет выразительно-смысловую и конструктив. функцию, в произведении повторяется многократно и служит обозначением и характеристикой определён. лица, предмета, явления, эмоции. Чаще всего применяется в музыкально-театральных жанрах и программной инструментальной музыке. В 19 в. использовался в опере, балете, симфонич. произведениях (Ж. Бизе, Дж. Пуччини, А. Адан, Г. Берлиоз, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.). Наиболее последовательны его принципы в операх Р. Вагнера. В 20 в. Л. – одно из основных средств сквозного развития.

Впервые в чуваш. музыке Л. встречается в Симфонии до минор Г.В. Воробьёва (1939): тема вступления к 1-й части становится Л. народ. судьбы и появляется в самых важных эпизодах симфонии. С 1950-х гг. чуваш. композиторами использовался в сценич. музыке, напр. в операх «Шы­в­­армань» Ф.С. Васильева, «Нарспи» Г.Я. Хирбю, «Священная дубрава» и «Сеспель» А.В. Асламаса, в балете «Сарпиге» Ф.С. Васильева.

Автор: Л.И. Бушуева.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство