ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – краткий музыкальный оборот, рельефный в ритмическом, мелодическом, иногда и в гармоническом отношении. Выполняет выразительно-смысловую и конструктив. функцию, в произведении повторяется многократно и служит обозначением и характеристикой определён. лица, предмета, явления, эмоции. Чаще всего применяется в музыкально-театральных жанрах и программной инструментальной музыке. В 19 в. использовался в опере, балете, симфонич. произведениях (Ж. Бизе, Дж. Пуччини, А. Адан, Г. Берлиоз, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.). Наиболее последовательны его принципы в операх Р. Вагнера. В 20 в. Л. – одно из основных средств сквозного развития.
Впервые в чуваш. музыке Л. встречается в Симфонии до минор Г.В. Воробьёва (1939): тема вступления к 1-й части становится Л. народ. судьбы и появляется в самых важных эпизодах симфонии. С 1950-х гг. чуваш. композиторами использовался в сценич. музыке, напр. в операх «Шывармань» Ф.С. Васильева, «Нарспи» Г.Я. Хирбю, «Священная дубрава» и «Сеспель» А.В. Асламаса, в балете «Сарпиге» Ф.С. Васильева.
Автор: Л.И. Бушуева.