ВОРОБЬЁВ Геннадий Васильевич (31.7.1918, Чебоксары – 28.8.1939, там же) – композитор, пианист. В отличие от предшественников и большинства современ. ему музыкантов-чувашей, с раннего детства получил музыкал. воспитание в условиях современ. города – общенационал. культур. центра. На раннее формирование В. повлияли уроки игры на фортепиано в Чебоксар. музыкал. школе (класс Л.П. Полидоровой-Ростовцевой, 1924–30). Тогда же (1926) появилось первое сочинение В. – «Чувашская мелодия» для фортепиано. В годы учёбы в Чуваш. музыкально-театрал. техникуме (1930–35) произошло его профессионал. становление в классах композиции (руководитель В.М. Кривоносов) и специал. фортепиано (И.В. Люблин). Уже в эти годы В. успешно сочетал учёбу с работой аккомпаниатором в Чуваш. государствен. хоре. Заканчивая музыкал. техникум, он создал несколько произведений, представляющих художествен. и педагогич. ценность: пьесы для фортепиано (в т. ч. ставшая популярной «Детская сюита») и обработки чуваш. народ. песен для пения с фортепиано, среди к-рых вошедшие в постоян. репертуар вокалистов «Тин-тин шăнкăрав» и «Кĕтÿçĕ». В период учёбы на композитор. факультете Моск. консерватории в 1935–39 (класс Г.И. Литинского, с 1937 – Н.Я. Мясковского) творческий диапазон В. значительно расширился. По-прежнему много внимания уделял сольной вокал. музыке, прежде всего – в жанре обработки. Всё большее место занимало осмысление жизни и судьбы в духе народ. философии, представленное в обработках застол. песен «Хурама та пĕкĕ», «Лăпăс-лăпăс», «Ăмăрткайăк вĕçет». Глубже становилось раскрытие лирико-бытовой тематики в таких обработках, как свадебная «Туй юрри», трудовая «Ниме юрри», игровая «Вăйă юрри». Популярности вокал. произведений В. способствовало издание его первого автор. сборника «Пять чувашских народных песен» в Москве (1939). Участвуя в пушкин. конкурсе Моск. консерватории, посвящён. 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина, В. написал два романса, став первооткрывателем этого жанра в чуваш. музыке. Романс «Кто, волны, вас остановил» получил 2-ю премию. Наряду с этим в творчестве расширилось место камерно-инструментал. и симфонич. жанров. В 1936 завершил 4-част. сонатину и сюиту «Акатуй» для фортепиано. Последняя получила высокие оценки в печати, была включена в педагогич. репертуар кафедры фортепиано композитор. и дирижёр. факультетов консерватории, дважды издавалась централ. издательствами. В 1937–38 появились, кроме ряда вокал. и инструментал. пьес, соната для скрипки и фортепиано, прелюдия для симфонического оркестра, увертюра для духового оркестра, пьесы для оркестра народ. инструментов. Наиболее значител. произведением В. стала 4-част. эпико-драматич. симфония, над к-рой он начал работать в классе Мясковского (впервые исполнена в 1940, Москва). Тогда же у В. возник план создания историко-драматич. оперы «Айдар» по одноимён. пьесе П.Н. Осипова. Не прекращались также исполнител. выступления В.: он участвовал в концертах Чуваш. государствен. хора (Москва, 1936), в концертах Чуваш. государствен. филармонии (1937) с исполнением своих произведений. В декабре 1938 в Малом зале консерватории прошёл творческий вечер В., где он выступал как интерпретатор собствен. произведений. Авторский концерт он провёл и в Чебоксарах (февраль 1939).
Осуществить далеко идущие планы, завершить начатые сочинения и полный курс обучения не позволила внезапная смерть В. от болезни. Но, несмотря на краткость периода самостоятел. творчества (не более 5–6 лет), В. вошёл в историю чуваш. композитор. школы 20 столетия. Им создано свыше 70 произведений разных жанров. Многие из них изданы и вошли в репертуар профессионал. исполнителей и учащейся молодёжи. Творчество В. оказало большое влияние на дальнейшее развитие чуваш. музыки. Сын В.П. Воробьёва. Именем В. и его отца названа улица композиторов Воробьёвых в Чебоксарах.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Ходяшев В.А. Геннадий Воробьёв: Краткий очерк жизни и творчества. Ч., 1968; Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Ч., 1982; Кондратьев М.Г. Наш современник Геннадий Воробьёв // Советская музыка. 1982. № 10.