Место рождения: Сходнен. у. Моск. губ.
МЕКК фон, Николай Карлович (28.4.1863, Сходнен. у. Моск. губ. – 22.5.1929, Москва) – железнодорожный магнат, коллекционер, меценат, сын крупного капиталиста, железнодорож. инженера, совладельца ряда желез. дорог России К.Ф. фон Мекка (1821–76) и извест. покровительницы П.И. Чайковского Н.Ф. фон Мекк, урождённой Фроловской (1831–94). Был женат на племяннице П.И.Чайковского, внучке декабриста В.Л. Давыдова А.Л. Давыдовой (1864–1942). Окончил училище правоведения в С.-Петербурге. Не имея специал. образования, досконально изучил железнодорож. дело: стрелочник, кочегар, машинист, строитель мостов и др. сооружений, ремонтник путей и подвиж. состава. В 1891–1918 – председатель правления Общества Московско-Рязан. желез. дороги. Для ремонта подвиж. состава на линии Рязань–Свияжск в Алатыре разместили железнодорож. мастерские (1894), к-рые в 1929 были преобразованы в паровозоремонт. завод (ныне Алатыр. механич. завод). Под руководством М. была создана новая железнодорож. сеть в Поволжье, охватившая многие его города и способствовавшая экономич. росту региона. Как председатель правления общества, М. много внимания уделял социал. вопросам: подготовке кадров, внедрению технич. новшеств. С началом Первой мировой войны М. был назначен уполномоченным Мин-ва земледелия, принял активное участие в налаживании перевозок мороженого мяса, масла и битой птицы в вагонах-холодильниках из Сибири.
Будучи собирателем рус. живописи, помогал художникам, особенно М.А. Врубелю. Сохранились 2 портрета М., написанные Б.М. Кустодиевым (1912, 1913).
Октябрьскую революцию М. не принял, но Россию не покинул. Несмотря на то, что в совет. период М. арестовывался и заключался под стражу 19 раз, он продолжал работать по специальности: служил в Централ. плановом управлении Народ. комиссариата путей сообщения и постоян. представителем НКПС в Госплане, преподавал в Моск. высшем технич. училище, писал книги по истории и экономике транспорта («Экономика транспорта и её перспективы в нашем отечестве», «Будущее путей сообщения Западной Сибири» и др.), разрабатывал идею строительства в Москве метрополитена, предлагал способы увеличения грузоподъёмности железнодорож. составов. М. в последний раз был арестован 3 июля 1928, обвинён во «вредительстве и дезорганизации» на транспорте, расстрелян. В 1990 реабилитирован.
Автор: Е.П. Краснов.