Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. inte­lli­gеns – понимающий, разумный, мыслящий) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, а также развитием и распространением культуры. Термин появился в России в сер. 19 в.

Зарождение И. как особого социал. слоя произошло в 18 в. К первым представителям И. из чувашей относятся архитектор П.Е. Егоров, учёный-востоковед Н.Я. Бичурин, проповедник и автор первой книги на чуваш. языке Е.И. Рожанский. Деятельность новокрещен. школ в Казан. губ. в 18 в. привела к появлению небольшой прослойки обра­зован. лиц среди чувашей. Часть про­должила образование в духовных и светских учеб. заведениях. Дети и внуки нек-рых из них проявили себя как деятели просвещения. Такими были видные деятели местной епархии и Казан. духовной консистории П.И. Талиев и В.П. Вишневский. Они заложили основы преподавания чуваш. языка в духовных учеб. заведениях, являлись также исследователями культуры и этнографии чуваш. и др. народов Сред. Поволжья. Д.И. Талиев окончил Петербург. медико-хирургич. академию (1809). Открытие Казан. университета (1804) создало благоприят. условия для просвещения, развития культуры и науки в Поволжье, подготовки специалистов из среды местного населения. В составе первого приёма студентов университета был А.В. Кайсаров – сын чуваш. чиновника, бывшего воспитанника новокрещен. школы. Он известен как один из первых адъюнкт-профессоров физики этого вуза. Науч. исследованием чуваш. языка занимался питомец университета Н.И. Золотницкий, автор первых чуваш. букварей и календарей, составитель «Корневого чувашско-русского словаря», первый инспектор чуваш. школ Казан. учебного округа.

На рубеже 19–20 вв. с развитием рыночных отношений, промышленности и транспорта, науки и техники в России растёт потребность в работниках умствен. труда. Формируются значител. отряды учителей, врачей, юристов, инженеров и техников, специалистов лесного и сельского хозяйства и работников др. профессий. У народов Сред. Поволжья в этот период появляется И., выражающая их духовные и национал. интересы. Этому способствовало и принятие в 70-х гг. 19 в. новой системы образования в нерус. школах с использованием родного для учеников языка, разработанной под руководством Н.И. Ильминского. До 1917 И. Чувашии была представлена в основном сельскими учителями – выпускниками Симбирской чувашской школы, Казан. инород. и Порец. учител. семинарий, Казан. жен. земской учител. школы, церков. второклас. учител. школ. Перед Первой мировой войной в чуваш. уездах в школах и учеб. заведениях разных типов насчитывалось св. 900 учителей. Около 30 врачей, чуть более 100 медицин. работников со сред. специал. образованием трудились в больницах, фельдшер. пунк­тах, аптеках. В лесном и сельском хозяйстве было занято немногим более 10 лиц с высшим и ок. 200 работников со сред. и непол. сред. специал. образованием. Несколько десятков лиц со сред. и, реже, с высшим образованием находились в органах управления, суда, полиции. Среди учителей сельских начал. школ преобладали чуваши, среди специалистов др. профессий их доля была незначительна. Особую группу составляли образован. представители духовенства. Среди священнослужителей из чувашей было немало бывших учителей, принявших духовный сан после значител. опыта работы в школах с учениками и их родителями.

Центрами подготовки чувашской И. были города Казань и Симбирск. В первом творческими вдохновителями национал. И. в нач. 20 в. выступали Н.И. Ашмарин и Н.В. Никольский, во втором с 1870-х гг. развернул просветительскую деятельность И.Я. Яковлев. Большую роль в формировании национал. кадров И. сыграла Симбир. чуваш. школа. Среди её воспитанников поэты К.В. Иванов и Н.В. Шубоссинни, писатели Д.П. Петров и М.Д. Трубина, композиторы Ф.П. Павлов и С.М. Максимов, многие извест. деятели просвещения, культуры и др. сфер обществен. жизни. Более 30 из них до 1917 поступили в высшие учеб. заве­дения.

Социал. происхождение чувашской И. в основном было крестьянское. По своим идейным и обществен. воззрениям представители И. Чувашии, как и всей России, в нач. 20 в. примыкали к трём политич. направлениям: консервативно-монархическому (И.Я. Яковлев, Д.Ф. Филимонов, Т.К. Кириллов), ли­бераль­но-реформаторскому (Н.В. Ни­коль­ский, О.Г. Романов, М.А. Алексеев) и революционно-демократическому (Т.Н. Николаев, М.Д. Демьянов, Д.А. Демидов, Тайр Тимкки). Многие старались оставаться вне идейно-политич. течений, видя свои задачи в развитии просвещения и пропаганде знаний. В дореволюцион. период в высших учеб. заведениях обучались ок. 100 лиц чуваш­ского происхождения, из них не менее 40 чел. в Казан. университете, ок. 30 – в духовных академиях. Среди выпуск­ников университетов врачи С.М. Вишневский, Н.К. Адрианов, А.И. Ананьев, А.Е. Ефремов, И.К. Лукья­нов, юристы А.И. Миролюбов, А.Я. Яковлев, М.В. Васильев, воспитанники факультетов фи­зико-математич. Н.М. Охотников, Н.Д. Скворцов, П.И. Иванов, В.Г. Зайцева, историко-филологич. – Т.М. Матве­ев, С.П. Павлов, В.Г. Егоров, Н.П. Скворцова и др. Пытливыми исследователями чуваш. культуры, истории и этнографии родного народа, организа­торами про­свещения были окончившие духовные академии П.О. Афанасьев, О.Г. Романов, К.П. Прокопьев, Г.И. Комиссаров, М.П. Петров и др. Значителен вклад в развитие Росс. государства, формирование его материал. и духовной культуры выходцев из Алатыр. у., населён. в основном русскими. Среди них герой Отечеств. войны 1812, государствен. деятель П.А. Кикин, академик-кораблестроитель А.Н. Крылов, художники Ф.С. Быков, Н.А. Каменьщиков, скульптор С.Д. Эрьзя (Нефёдов), ядрин. предприниматель и поборник развития просвещения З.М. Таланцев, врач из Ядрина К.В. Волков, генералы братья С.П. Лебедев и П.П. Лебе­дев (уроженцы Чебоксар), писатель и ис­следователь истории Отечества Н.С. Арцыбышев (уроженец Цивил. у.). Вид­ными исследо­вателями культуры, быта, этнографии чуваш. народа являлись В.А. Сбоев и В.К. Магницкий. Для развития лесного хозяйства региона не­мало сделал лесовод Б.И. Гузовский. В с. Малые Кармалы Буин. у. (ныне Ибресин. р-на) прошли дет. годы просветителя мордов. народа М.Е. Евсевьева.

Февральская, а затем Октябрьская революции 1917 внесли в обществен. воззрения И. существен. изменения. К осени 1918 основная часть чуваш. И. приняла платформу советской власти. К моменту образования в 1920 Чуваш. автоном. обл. её численность была незначительной, немногим более 1000 чел. В основном это были учителя, продолжавшие активно участвовать не только в народ. образовании, но и в культур. строительстве и обществен. жизни. Увеличение численности И. с учётом мест. потребностей и национал. особенностей населения стало важной задачей. Началась целенаправлен. подготовка специалистов для всех отраслей народ. хозяйства и культуры. После преобразования автоном. обл. в республику в 1925 возможности для этого расширились.

В 1920–30-е гг. проводилась политика коренизации. В первую очередь в республике уделялось внимание формированию и росту кадров И. из чувашей. Была создана широкая сеть сред. профессионал. учеб. заведений, к 1940 их число увеличилось до 32 (в 1914  – 2, в 1925 – 8). Появились первые высшие учеб. заведения: в 1930 открылся педагогич., в 1931 – сельскохозяйствен. институты, вслед за ними стали работать 2 учител. института. Но преобладающая часть специалистов вплоть до 1960-х гг. готовилась вне пределов республики. Для рабочей и крестьян. молодёжи, желающей поступить в учеб. заведения, были созданы рабфаки и подготовител. курсы. Наркоматом просвещения республики ежегодно направлялись на учёбу группы молодых людей в вузы Росс. Фед. В 1932, напр., в вузах Казани, Москвы, Ленинграда и Нижнего Новгорода обучались 1383 чел. из Чувашии.

Принимались меры для подготовки науч. кадров. Первыми учреждениями научно-исследовател. характера в Чувашии были организованные в 1921 Общество изучения местного края и Чуваш. централ. музей, Академич. центр при Народ. комиссариате просвещения (1926), Совет науки и культуры при Совете народ. комиссаров республики (1928). В 1930 открылся Научно-исследовател. институт социально-культур. строительства (ныне Чувашский государ­ст­венный институт гуманитарных на­ук), в 1933 – Трахоматозный институт и Институт социал. гигиены женщины и ребёнка. Непродолжител. время существовали и нек-рые др. учреждения подоб. типа. Возрастало число обучавшихся в аспирантурах вузов и науч. учреждений страны. К 1935 окончили аспирантуру 110 уроженцев Чувашии. Авторы лучших исследований и открытий получили учёные степени кандидатов и докторов наук. В довоен. годы за ценный вклад в науку удостоены степени доктора наук И.К. Лукьянов (медицина), И.Н. Антипов-Каратаев (агрохимия), П.О. Афанасьев (педагогика), братья В.Г. Зайцев и М.Г. Зайцев (ветеринария) и др.

Развитие культуры, науки, печати, литературы и искусства в республике сопровождалось актив. формированием кадров творческой И. Большой популярностью в народе пользовалось творчество поэтов Н.И. Шелеби, С.В. Эльгера, П.П. Хузангая, В.Е. Митты, Я.Г. Ухсая, писателей А.Ф. Талвира, Л.Я. Агако­ва, С.Ф. Фомина (Хумма), драматургов П.Н. Осипова, Н.С. Айзмана, худож­ников  М.С. Спиридонова, Н.К. Сверчкова, А.А. Кокеля, композиторов С.М. Максимова, Ф.П. Павлова, В.П. Воробьёва, актёров И.С. Максимова-Кошкинского, О.И. Ырзем, А.К. Ургалкина и др. Из уроженцев Чувашии извест. литераторами и пи­сателями стали: в татар. литературе – Ф.З. Бурнашев и К.Т. Латыпов, в мордов. литературе – П.С. Глухов, А.Д. Куторкин и А.В. Рогожин. Получили широкую известность солист Большого театра М.Д. Михайлов, артист театра и кино Н.Д. Мордвинов, композитор А.Я. Эшпай, скульптор М.И. Нефёдов. В Присурье выросли поэты В.И. Алатырцев, Н.И. Бусыгин, прозаик А.М. Чистяков и др. рус. литераторы. В 1940 в народном хозяйстве Чувашии было занято более 2 тыс. специалистов с высшим и 8 тыс. со сред. специ­ал. образованием. Чуваши составляли примерно 73% среди учителей, 68% – специалистов сел. хозяйства, 63% – медицин. работников, 33% – инженерно-технич. работников. Однако чрезмер. увлечение количествен. стороной нередко сказывалось на качестве подготовки специалистов. Негативные явления в формировании И. возрастали по мере укрепления культа личности и тоталитар. системы, командных методов управления в стране. Принижалась роль И. в обществе, административ. методами пресекалась творческая самостоятельность. Во 2-й пол. 1930-х гг. многие представители И. были обвинены в буржуаз. национализме и антисовет. деятельности, нек-рые из них погибли в лагерях и тюрьмах. Отдельные представители И. подвергались дискриминации, ложным обвинениям и в послевоен. период.

После Вел. Отечеств. войны 1941–45 масштабы подготовки кадров расширились. С открытием в 1967 Чуваш. государствен. университета создались благоприят. условия подготовки специалистов для всех отраслей социально-экономич. сферы, современ. производства, литературы и искусства, науч. деятельности. За четверть века (1967–92) в университете получили образование более 31 тыс. чел. по 24 специальностям. В 1970 в народ. хозяйстве республики было занято 69 тыс. специалистов, из них 24,4 тыс. с высшим образованием. Через 20 лет в народ. хозяйстве насчитывалось свыше 65 тыс. лиц с высшим и более 105 тыс. со сред. профессионал. образованием, в т.ч. чувашей – 59%, женщин – 56%.

С нач. 1990-х гг. в Чувашии возросла численность обучающихся в высших и сред. профессионал. учеб. заведениях. В 2006 в вузах республики обучались 71,2 тыс. студентов, в сред. профессионал. учеб. заведениях – 26,5 тыс. учащихся. Число студентов на 10 тыс. населения в ву­зах Чувашии составило 501 чел., в 1995 – 154 чел.  В 2006 на 10 тыс. населения приходилось 196 учащихся сред. профессионал. учеб. заведений, в 1995 – 151.

По данным Всеросс. переписи на­селения 2002, всего жителей в возрасте 15 лет и более в республике насчитывалось 1078650 чел., в числе к-рых были 435450 специалистов, из них 168697 – с высшим и 266753 – со сред. профессионал. образованием. Женщины составляли 57,5% всех имевшихся специалистов. 62,0% специалистов республики являлись чувашами, 33,0% – русскими, 2,0% – татарами. После переписи 1989 численность специалистов с высшим образованием возросла на 79,0%, со сред. профессионал. образованием – на 64,0%. На 1000 чел. населения республики в возрасте 15 лет и более в 1989 имелось 255 специалистов, в 2002 – 403 (156 – с высшим и неполным высшим, 247 – со сред. профессионал. образованием). Среди чувашей республики специалисты с высшим и сред. профессионал. образованием в 2002 составляли 37%, среди татар – 33%, русских – 50%.

Автор: А.М. Симулин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство