Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛИРИКА (от. греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трёх основных родов художественной словесности наряду с эпосом и драмой.

Народ. лирич. песня считается сравнительно поздним фольклор. жанром, но, тем не менее, сохранила многие черты ранней поэзии. В отличие от письмен. Л. она вариативна и коллективна, непосредственно подчинена поэтике жанров народного поэтического творчества. В Л. поэтическое переживание преломляется через эстетич. призму такой категории, как формула. Формульное слово народ. Л., в силу своей эстетики, не подчинено целостному тексту, оно само наделяет его глубин. смыслом, исходящим из многовековых традиций народ. культуры. В этом плане формула лирич. песни является центром семантич. поля, на к-рый осели духовные ценности многих эпох. Напр., сарă хĕр (букв. русая девушка) с языка чуваш. традиции на рус. язык переводится как «красна девица», сарă хĕвел (букв. жёлтое солнце) – «красно солнышко». Особенностями чуваш. традицион. обрядового сознания мотивированы такие формульные персонажи, как пирĕн (хамăр) тăван (своя родня), çичĕ ют (чужие люди), тăлăх çын (сирота) и т.д., а также обществен. формулы «молодой человек у одинокого дерева», «молодой человек на вершине горы», «девушка у реки» и др. Многие формулы чуваш. Л. словесно описывают мировое древо. К чуваш. народ. Л. следует отнести тексты песен хĕр йĕр­ри (причитание невесты), салтак юр­ри (рекрутские песни), тăлăх-турат юрри (сиротские песни), хăна юрри (гостевые песни), а также пейĕт (пеит). Многие тексты народ. Л., записанные от талантливых исполнителей, тяготеют к индивидуал. авторству, их можно отнести к памятникам изустной литературы.

Чуваш. письмен. Л. зародилась в 18 в. под непосредствен. влиянием идей рус. Просвещения в жанре величествен. оды [Е.И. Рожанский, Н. Пичуринский (Н.Я. Бичурин), А.М. Алмазов и др.], в к-рых преобладало коллектив. автор. сознание. Ещё один источник становления автор. Л. – народ. песня. В 1830-е гг. появились песни и такмаки Хведи с явно выражен. индивидуал. началом, хотя в его репертуаре были и чисто народ. песни. В 1850-е гг. несколько лирич. стихотворений на рус. языке сочинил С.М. Михайлов (Яндуш). В них наблюдается нек-рый отход от коллектив. автор. сознания. Истин. шедевром является социально-историч. стихотворение на чуваш. языке В.И. Лебедева «Пирĕн телей» (Наше счастье), опубликованное в его очерке «О чувашском языке» в 1852. Произведение имеет многослойное автор. сознание, составленное из индивидуального «я», из коллективного «я» («я» в «мы») и писателя «я».

В 1880-е гг. чуваш. письмен. поэзия обогатилась лирич. стихотворениями М.Ф. Фёдорова и М.П. Арзамасова. Первый преимущественно писал о природе родного края, второй тяготел к языку аллегории, сочинил оригинал. басни, развивал в стихотворениях широко распространённые в народ. песнях мотивы. В кон. 19 в. проявили себя братья Я. Турхан и Х. Турхан. В их творчест­ве довольно явственно вырисовывается облик молодого человека, пытающегося разобраться в противоречиях жизни. В жанре литератур. пеита Я.В. Турхан сочинил произведение «Варуççи» (Ва­руси). Появившиеся в стихотворениях братьев Турханов сентиментал. мотивы в нач. 20 в. вытеснились романтическими и реалистическими. Классич. образцы интим. Л. создали Г.А. Кореньков, Ф.П. Павлов и Н.В. Шубоссинни, в стихотворениях к-рых явно выражен син­кретизм автора и героя. В русле граждан. Л. писали Тайр Тимкки, С.С. Сорокин, М.Д. Трубина, Э. Турхан, в их произведениях поднимались острые социал. вопросы; тему воен. патриотизма развивал Т.К. Кириллов.

Чуваш. Л. нач. 20 в. и послереволюцион. времени стала глав. составляющей национал. литературы. В этот период появилось и утвердилось новое индивидуал. сознание автора. В частности, классик национальной Л. М.К. Сеспель создал энергичного лирического героя, ведущего за собой массы ранее социально и национально угнетён. народа.

Расхождение идеала и действительности привело поэтов в 1920-е гг. к идеализации патриархал. прошлого и национал. истории, что являлось естествен. реакцией на официал. идеологию с её социально-классовыми и унифицирующими быт людей принципами. П.П. Хузангай, В.Е. Митта и нек-рые др. поэты стали обожествлять природу на фоне отрицания городской цивилизации, развивая мотив чистой красоты. В жанровом представлении П.П. Хузангая преобладает циклич. мышление, что способствовало утверждению в чуваш. литературе такого жанра, как цикл стихо­творений (песен).

В 1940-е гг. бурно развивается граждан. Л., особенно в творчестве поэтов-фронтовиков П.П. Хузангая, Я.Г. Ухсая, В.А. Урдаша, А.А. Воробьёва, Н.Ф. Евстафьева и др. Последующее поколение поэтов выбирает философ. Л. с одновремен. экспериментами в области метрики и ритмики национал. стиха.

В 1990-е гг. в чуваш. поэзии появился герой, не имеющий своего идеала и перспективы, а также оптимизма. В литературоведении утвердилось новое понятие – женская поэзия.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Родионов В.Г. Чăваш литератури (XVIII–XIX ĕмĕрсем). Ш., 2006; Родионов В.Г. Чăваш литератури (1917–30-мĕш çулсем). Ш., 2005; Фёдоров Г.И. Чăваш литератури (1945–1985 çулсем). Ш., 2004.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство