ТЕАТРОВЕДЕНИЕ – отрасль искусствознания, изучающая развитие теат-ра, его роль и значение в общественной жизни. К области Т. относятся история и теория театра, в частности, драматургии, актёр. творчества (см. Актёрское искусство), режиссуры (см. Режиссёрское искусство), театрал. архитектуры, театрально-декорацион. искусства, театрал. образования и т.д., а также театрал. критика, отражающая и обобщающая текущую работу театра, в значител. мере направляющая его идейно-художествен. развитие. Специал. литература о театре издаётся в Европе с 16 в., в России – с кон. 18 в.
В Чувашии как самостоятел. науч. дисциплина Т. начала формироваться в 1920-х гг. Первые критические работы появились в периодич. печати – в газете «Канаш», журнале «Сунтал» и т.д. В них освещалась текущая деятельность чуваш. театров – от ведущего профессионал. (Чуваш. государствен. академич. драматич. театр) до самодеятел. коллективов. Становление научно-критической театровед. мысли связано с именами У.Т. Тимофеевой (Шербиге) и И.И. Мучи, отстаивавших саму необходимость существования Т. и развития его в национал. культуре. В дальнейшем Т. было представлено в публикациях А.Т. Петтоки, Н.С. Дедушкина, С.В. Ялавина, Н.Т. Васянки, Д.П. Петрова (Юман), С.Ф. Хуммы, В.Е. Митты, Н.Ф. Мраньки, А.А. Эсхеля, И.Н. Вашки, В.Т. Ржанова, Н.К. Янгаса, А.Ф. Медведева, В. Юманкки (В.Д. Димитриев), С. Абаша (С.П. Павлов), И.С. Максимова-Кошкинского, Г.В. Парне, М.Ф. Кокки, П.Н. Осипова, Е.А. Токмакова, Л.Н. Родионова, К.И. Иванова, И.О. Молодова и др. Плодотворно работал в качестве рецензента в 1930–50-х гг. Л.Я. Агаков, первый чуваш из выпускников театровед. факультета ГИТИСа. В кон. 1930-х гг. задачу создания истории чуваш. театра поставили и частично осуществили Д.Д. Данилов и И.С. Тукташ.
Наиболее значител. этап развития Т. в Чувашии связан с именем Ф.А. Романовой, статьи к-рой и монографии «Театр, любимый народом» (1973, 1988), «Борис Алексеев» (1980), «Ольга Ырзем» (1984) базируются на обширных документал. материалах, воспоминаниях. Её труды по истории чуваш. театра опубликованы также в книгах «История советского драматического театра» (Т. 1–6; М., 1966–71) и «Театральная энциклопедия» (Т. 1–5; М., 1961–67), «Советский театр. 1917–1925 гг.» (Л., 1972). Исследовала творчество чуваш. драматургов М.Ф. Акимова (Аруй), Г.В. Тал-Мрзы, Ф.П. Павлова, Н.С. Айзмана, И.С. Максимова-Кошкинского, П.Н. Осипова, М.Д. Трубиной, А.Д. Калгана, Я.Г. Ухсая, Н.Т. Терентьева, П.В. Афанасьева и др.
П.В. Романов является автором монографий «Студийцы» (1982), «Пространство сцены – Чувашия» (1993), ряда книг и статей по истории и проблемам развития национал. театров России. В чуваш. Т. оставил след своими критико-публицистич. статьями К.Д. Кириллов, литературовед, автор и ведущий передачи «Театр – юратµвµм ман» (Театр – любовь моя) на Чуваш. телевидении (1992–95). В 1970–90-х гг. популярностью у широкого круга радиослушателей пользовался цикл передач о мастерах чуваш. сцены. Благодаря целенаправлен. работе П.К. Андреева значительно обогатилась радиофонотека театрал. спектаклями и инсценировками, голосами видных деятелей сцены. Им изданы также книги «Чăваш театрĕ, тав сана!» (Спасибо тебе, театр!, 1980), «Чăваш çамрăкĕсен театрĕ» (Чувашский театр юного зрителя, 1989, 1993).
События, связанные со становлением и развитием Чуваш. государствен. музыкал. театра (с 1993 Чуваш. государствен. театр оперы и балета), отражены в книгах «Рождение музыкального театра Чувашии» (1965) и «Мой театр» (1995) Б.С. Маркова, «Музыкальный театр Чувашии и ведущие мастера его сцены» (1992) и «Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены» (2002) П.Д. Заломнова, справочнике И.С. Евсеевой «Чувашский государственный театр оперы и балета» (2010). В ряде работ рассматривается творческая история отдельных театров Чувашии: Рус. драматич. театра (Л.М. Смолянинова, И.Л. Козоровицкая, Л.П. Вдовцева), Чуваш. народ. театра Клуба им. 30-летия Чуваш. АССР (И.Д. Краснов, 1960), Чуваш. театра кукол (Э.А. Чернова, 1970), республикан. чуваш. колхоз. театров (Л.М. Коновалова, 1985) и др. Изучением проблем профессионал. чуваш. колхоз. и народ. театров занимался К.И. Ванюшкин. Колхоз. театрам посвящена книга «Асран кайми театр» (Жизнь, отданная театру, 1988) В.П. Фролова. О дет. театрал. самодеятельности написано в книге «Детский театр кукол «Теремок» имени М.Н. Юхмы» (2009). М.К. Антоновым публиковались материалы о театрал. постановках и творчестве мастеров сцен Чуваш. Респ., Г.В. Кирилловым – о Чуваш. театре кукол.
Большое внимание к отдельным элементам сценич. творчества уделено в работах о режиссёрах, актёрах, сценографах: К.И. Иванове – «В творческом горении высшая радость» (1976, составитель Ф.А. Романова), А.А. Дуняке, В.И. Родионове и В.Н. Яковлеве – «Талант – всегда загадка» (1984, Л.П. Вдовцева), С.М. Мерзлякове – «Ĕмĕр манăçми пукане ăсти» (Незабываемый кукольный мастер, 1998, Г.В. Кириллов), Е.А. Бургулове – «Евгений Бургулов» (2009, А.И. Мордвинова); в книгах А.С. Чебанова – о В.Н. Яковлеве [«Асамçă» (Волшебник, 2009)], Н.М. Яковлевой [«Телейлĕскер» (Счастливица, 2010), «Кашни сăнарта – чун ăшши» (В каждом образе – тепло души, 2010)], У.Т. Тимофеевой [«Шерпике» (Шербиге, 2010)] и др. Вкладом в чуваш. Т. стали очерки о жизни и творчестве земляков – мастеров сцен Москвы: о балерине Н.В. Павловой (1988, автор А.С. Железкова), об актёре театра и кино Н.Д. Мордвинове (1981, Л.А. Парфёнов), о певце М.Д. Михайлове (1983, А.С. Кузнецова) и др. Творчество драматургов Чувашии освещено в статьях и монографиях Н.С. Павлова, Ю.А. Зубкова, А.В. Васильева (Васан), Г.В. Кириллова, Е.Р. Афанасьевой и др.
Особое направление в чуваш. Т., связанное с этнической культурой народа, развивает И.А. Дмитриев. Его взгляды нашли отражение в статьях и обобщающей монографии «Этнотеатральные формы в чувашском обряде» (1998).
Библиотеку изданий о театрах и деятелях театрал. искусства Чувашии пополняют юбилейные буклеты. Вкладом в Т. республики также стали биографич. альбом-справочник С.В. Журавлёва «Чăваш Ен актёрĕсем – Актёры Чувашии» (2006) и книги, написанные актёрами и являющиеся обобщением их творческого опыта [«Театр – манăн пурнăçăм» (Театр – жизнь моя, 2003) и «Жизнь – Театр» (2003) В.К. Кузьминой, «Иртнĕ кунсем-çулсем» (Дни и годы минувшие, 1972) Тани Юн, «Ватă чĕре – çамрăк чун» (Душа не стареет, 1999) Е.Н. Никитина, «Чуна уçса калаçни» (Исповедь, 2004) Г.Т. Терентьева, «Юррăмсем йăпатрĕç чунăма, юрăпах вĕçлесчĕ ĕмĕре...» (Песни мои, жизнь моя, 1994) и «Песни мои – жизнь моя» (2000) М.И. Денисова, «Çĕнсе илнĕ телей» (Выстраданное счастье, 2009) З.Д. Ярдыковой, «Ман вăрттăн тĕнче, эс те çав тĕнчере» (Мой таинственный мир и ты в нём, 2010) Н.Б. Изедеркиной, «Чăваш халăх артистки Светлана Михайлова-Ефимова» (Народная артистка Чувашии Светлана Михайлова-Ефимова, 2005) и др.
Материалы по вопросам истории и теории театрал. искусства публикуются в сборниках трудов Чуваш. государствен. института гуманитар. наук, специализированных периодических изданиях, республикан. прессе.
Автор: Г.В. Кириллов.