ИСЛАМИЗАЦИЯ ЧУВАШЕЙ – процесс ассимиляции этнической культуры чувашей с татар. культурой через принятие ими мусульманской религии с постепенной сменой прежней этнической идентичности на татарскую.
В нач. 10 в. часть болгаро-суварского населения Волжской Болгарии приняла ислам, к-рый получил распространение глав. обр. среди феодал. знати, купцов, горожан. Большинство болгаро-суваров, особенно сельских, в 10–13 вв. оставалось язычниками, они стали в последующем основой для формирования чуваш. этноса.
В золотоордын. период (13–14 вв.) значител. часть левобереж. болгаро-суваров переселилась в Приказанье, в большинстве своём они были язычниками. В 16–17 вв. они назывались «чувашами», в дальнейшем одни из них, приняв ислам, слились с татарами, а другие, оставаясь в язычестве, переселились в Закамье и на правобережье Волги.
В период Казан. ханства (14 – 1-я пол. 16 вв.) мелкофеодал. верхушка чувашей только при условии перехода в ислам могла рассчитывать на получение титулов мурзы и тархана. На территории Чуваш. края И.ч. была незначительна. Она активно шла за пределами основной зоны обитания этноса, где чуваши проживали локал. группами и чересполосно с татарами. Особенно интенсивной она была до сер. 18 в., до начала их массовой христианизации. Но и в 19 в., и даже в нач. 20 в. масштабы перехода уже новокрещённых чувашей в ислам оставались значительными в Самар., Уфим. и Оренбург. губерниях. В Казан. губ. (особенно в Свияж., Тетюш., Симбир. и Буин. уездах) процесс отатаривания чувашей имел массовый характер.
Автор: В.П. Иванов.