БАНЯ, мунча – помещение для мытья, обычно деревянная постройка срубной конструкции; в нек-рых чувашских селениях средневолжских губерний стены возводили из самана, природного камня. Состоит из собственно Б. и предбанника. Размещали у водоёма в противопожарных целях и для близости к воде (иногда на склоне в виде полуземлянки). Топили печь-каменку без дымохода (по-чёрному), воду разогревали в котле, чугунке на камнях печи. Первыми мылись мужчины, затем женщины с малышами. Сначала старший по возрасту читал молитву с просьбой крепкого пара без угара и чтобы жара хватило всем. Одной Б. пользовалось несколько семей. Существовали мунча такмакĕ – частушки, приговариваемые под такт хлестания вениками (детские, взрослые, в т.ч. эротич.). Помывка в бане является частью брачных, похоронно-поминал. обрядов. Горячему пару чуваши придавали большое гигиенич. и профилактич. значение, ряд лечеб. процедур проводили в Б. Нередко там же проходили роды. Б. надлежало располагать вне усадьбы ещё потому, что земля под ней считалась нечистой. Бытовало поверье, что она начинала плакать за 7 лет до постройки; там, где раньше была Б., избу не ставили. Считалось также, что в Б. обитает злой дух Мунча иййи, к-рый может наслать болезни, особенно на моющегося последним и в одиночку, подменить младенца, подложив своего внешне похожего, но больного или уродливого. После соответствующих обрядовых действий дух возвращал ребёнка. Зимой в освободившейся после помывки Б. девушки устраивали посиделки, на сурхури – гадали. В ряде селений севера Чувашии вместо Б. парились в печи, мылись в избе. В наст. время каждая сел. семья имеет Б. в комплексе надвор. построек; печи кладут с дымоходом (по-белому), имеется вмонтированная система подогрева воды.
Автор: П.П. Фокин.