ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА – комплекс мер по совершенствованию и повышению эффективности жилищно-коммунал. систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунал. комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг, адресная социальная защита населения.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Чуваш. Респ. началось с 1994 в связи с общими процессами реформирования экономики, переводом её на рыноч. механизмы функционирования. В основе преобразований – разделение функций заказчика и подрядчика и организация договорных взаимоотношений, создание условий для демонополизации и развития конкурентной среды, поэтапный переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунал. услуг потребителями.
С 1995 начали создаваться службы заказчика, активизировался процесс перехода на договорные отношения собственников помещений жилого фонда с субъектами хозяйствования: жилищными, ремонтно-эксплуатацион. и коммунал. организациями и нанимателями жилых помещений.
Переход на самофинансирование осуществлялся путём поэтап. увеличения доли затрат на жильё и коммунал. услуги, оплачиваемой населением, и сокращения доли бюджет. дотаций. Так, доля бюджет. финансирования в затратах в 1993 составила 97%, к нач. 1997 уменьшилась до 60%. В рамках реформы предусмотрены меры по социал. защите малообеспечен. граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунал. услуги в период с 1997 по 2000 превышали 15% совокупного дохода, предоставлялись субсидии на оплату этих услуг.
Преобразования ЖКХ проводились в рамках республикан. программ его реформирования на 1997–2003 и 2003–2010.
В 1994–2006 в республике введено в эксплуатацию ок. 11,5 тыс. км газовых распределител. сетей, что позволило перевести котельные с твёрдого вида топлива на природный газ и значительно снизить расходы на отопление. В 2002–07 на территории Чуваш. Респ. при реконструкции и строительстве объектов, обеспечивающих теплоснабжение жилых домов, введены в эксплуатацию 9 блочно-модульных котельных. В рамках реализации энергосберегающих мероприятий осуществлена замена более 35 км трубопроводов тепловых сетей на трубопроводы с улучшен. тепловой изоляцией, более 14,9 км водопровод. и канализацион. сетей реконструированы методом санирования. 25% жилищного фонда оснащены общедомовыми приборами учёта, поквартирным учётом холодного и горячего водоснабжения – более 5%.
В г. Новочебоксарск внедрена система учёта энергоносителей с автоматизирован. передачей и обработкой информации для коммерческого учёта энергоресурсов, общедомовыми приборами учёта оснащены многоквартир. дома и объекты социальной сферы. Предполагается внедрение контроля за расходованием горячей и холодной воды, тепловой энергии с управлением из централизован. диспетчерского пункта.
В рамках реализации программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой» (2004) построено более 250 км водопровод. сетей, реконструированы 25% мощностей водоочистных сооружений, начата реконструкция очистных сооружений канализации городов Чебоксары и Новочебоксарск, где очищаются более 80% объёма сточных вод, образующихся в республике. Широкое применение нашли современ. методы обеззараживания воды – ультрафиолетовое облучение в системах водоснабжения и водоотведения.
В 2006 в Новочебоксарске внедрена автоматизирован. система оперативно-диспетчер. управления (АСОДУ) водоснабжением и водоотведением, контролирующая весь цикл технологич. производства воды. Экономич. эффект составляет свыше 3 млн руб. ежегодно.
В Чуваш. Респ. в 2006 принята подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», направленная на повышение эффективности использования бюджет. средств и привлечение внебюджет. источников в модернизацию объектов коммунал. инфраструктуры. Реализация подпрограммы позволила снизить в 2006 износ инженерной инфраструктуры на 2%.
С 2001 ведётся работа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. С 2001 по 2006 снесено более 28 тыс. м2 такого жилья, переселено 930 семей, для этих целей построено ок. 50 тыс. м2 жилья.
В декабре 2007 принята республикан. адресная программа, предусматривающая капитальный ремонт 2199 многоквартир. домов. Подобные программы приняты во всех муниципал. образованиях.
Проводится работа по демонополизации жилищно-коммунал. сферы и повышению её инвестицион. привлекательности. В коммунальный сектор и в жилищную сферу начали приходить крупные и мелкие компании-операторы, запущен процесс привлечения частных коммерческих инвестиций. Доля частных компаний на рынке жилищно-коммунал. услуг в республике составляет 56% от общего числа предприятий (2007). Функционируют 256 товариществ собственников жилья (ТСЖ), к-рыми вместе с жилищно-строител. кооперативами охвачено почти 2 млн м2 жилья.
В 2006 в Чуваш. Респ. активизировалась работа по выбору способа управления многоквартир. домами. Различные способы управления выбрали жители 24,8% многоквартир. домов, в т. ч.: непосредственное управление собственниками помещений – 0,2%, управление ТСЖ – 0,3%, управление управляющей организацией – 24,3%.
В 2006 завершён процесс перехода от бюджет. дотирования к оплате в полном объёме жилищно-коммунал. услуг потребителями. Уровень платежей населения (собираемость) за них в 2006 составил 96,7%. Предпринятые в рамках реформы меры способствовали улучшению финансово-экономич. состояния организаций ЖКХ, с 2000 отсутствует рост дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности сократился более чем на 30%.
В Чуваш. Респ. развивается программа жилищных субсидий, целевая поддержка малообеспеченных семей при проведении Ж.-к.р. Осуществлён переход на новый механизм предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунал. услуг с применением персонифицирован. социальных счетов граждан. В республике более 8% семей получают субсидии на оплату жилья и коммунал. услуг, одновременно льготами по оплате жилищно-коммунал. услуг пользуются ок. 20% жителей.
Автор: О.В. Гаранина