ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука о народном творчестве; в широком смысле также о музыкальном, танцевальном фольклоре и т.д.; в узком смысле слова – о народном поэтическом творчестве.
Первые записи фольклор. текстов предков чувашей относятся к 5–6 вв. н.э. (предания гунно-болгар о тотем. предке в образе оленя или быка и др.). В рус. летописи 985 зафиксированы слова традицион. клятвы волж. болгар, в сочинениях Ибн Фадлана (10 в.) – мифы и воззрения волж. болгар на природу. Испан. путешественник ал-Гарнати (12 в.) сделал запись трансформирован. варианта гунно-болгар. предания и пересказал мифы о великанах.
В 18 в. к чуваш. фольклору проявили интерес Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, П.И. Рычков, И.П. Фальк и др. росс. учёные. Отдельные этнографич. очерки составили К.С. Милькович (1783) и Е.И. Рожанский (1785). В 1-й пол. 19 в. в собирании и изучении чуваш. фольклора наметились 2 течения: миссионерско-мифологическое (А.С. Протопопов, В.П. Вишневский и др.) и романтико-поэтическое (А.А. Фукс, В.А. Сбоев, С.М. Михайлов и др.). Особый период в чуваш. Ф. составляет деятельность Н.И. Золотницкого, к-рый впервые ввёл в науку о чуваш. фольклоре метод сопоставления. Его дело продолжили В.К. Магницкий, Н.Е. Ефимов, Н.М. Охотников, И.Н. Юркин и др.
Новый этап чуваш. Ф. начался с деятельности Н.И. Ашмарина, широко применявшего сравнительно-историч. метод уже в своих первых работах «Очерки народной поэзии у чуваш» (1892), «Декаденты Запада и поэзия волжских инородцев» (1895). Его основными трудами по вопросам Ф. являются «Отголоски золотоордынской старины в народных верованиях чуваш» (1921), «Введение в курс чувашской народ-ной словесности» (1923) и др. К школе Н.И. Ашмарина со своими исследованиями Ф. примыкали Г.Т. Тимофеев («Тăхăр ял»), Н.В. Никольский («Творчество чуваш» и др.), И.Н. Юркин («Загадки», «Чувашские песни» и др.). В рамках этой же школы развернул деятельность Г.И. Комиссаров («Чуваши Казанского Заволжья»). В 1920-х гг. в учеб. заведениях Урало-Поволж. региона начали изучать национал. словесность, в т.ч. и фольклор. Г.И. Комиссаров разработал курс лекций по чуваш. словесности для высших учеб. заведений, основной акцент им был сделан в сторону социологии. Свой метод исследования он назвал комбинированным (т.е. комплексным). В работах чуваш. фольклористов 1920–40-х гг. (Н.Я. Золотов, И.С. Тукташ и др.) наблюдается уход от историч. метода в сторону вульгар. социологизма.
В 1950-х гг. исследователи изучали не только идейно-тематич. сторону фольклор. текстов, но и стихотворную структуру (работы Н.Р. Романова, Н.И. Иванова и др.). Социологич. школу Г.И. Комиссарова в этот период развивали М.Я. Сироткин («Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества» и др.) и И.И. Одюков («Чувашские народные песни социального протеста и революционной борьбы» и др.), историч. аспект в этих работах заменялся классово-социальным. В 1980-х гг. И.И. Одюков обратился к истории этноса, отражённой в фольклоре [«Чувашские исторические предания о древних и волжских болгарах (I–XV вв.)»].
В 1960–70-х гг. чуваш. Ф. обогатилась работами В.Я. Канюкова («Детский фольклор» и др.), Е.С. Сидоровой (цикл работ о бытовых сказках), Г.Н. Волкова («Этнопедагогика чувашского народа»), музыковедов Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева и др. С 1980-х гг. в чуваш. Ф. появился особый интерес к компаративист. изысканиям, поискам истоков фольклор. образов, сюжетов, поэтических и стихотвор. форм; усилен. внимание уделялось текстологическим и жанрово-классификацион. проблемам (Г.Ф. Юмарт, В.Г. Родионов, В.А. Ендеров и др.).
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Комиссаров Г.И. Чувашский фольклор и литературоведение // Чувашский фольклор. Ч., 1989 (на чуваш. яз.); Юмарт Г.Ф. Сбор и изучение чувашского фольклора // Слово. 1993. Ч., 1994.