ИСТОРИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – сочинён. на историч. темы тексты художественной литературы, в к-рых представлены реал. герои или события прошлого. От сочинений историков отличается прежде всего наличием в ней домысла, т.е. дополнением историч. источников и прототипов вымыслами самого автора художествен. произведения. Особенностью чуваш. И.х.л. является то, что объектом изображения чаще всего выбирались наиболее трагич. события в истории народа: падение Волж. Болгарии и её городов, разорение чуваш. земель в ходе столкновений войск Казан. ханства и Рус. государства и т.д. Ряд произведений представляет собой стихотвор. и детализирован. пересказ историч. преданий (поэмы Н.И. Шелеби, Н.В. Шубоссинни и др.).
Чуваш. И.х.л. берёт начало с поэм Н.И. Шелеби «Константинополь хулине туни ®инчен чµваш ваттисем калани» (Предание чувашей об основании Константинополя), «П™лерти Валем ху®а ®инчен» (О билярском Валем хузя), «Эссепе» (Эссебе), И.Е. Тхти «Элихун», к-рые созданы в 1914–18. В нач. 1920-х гг. Г.В. Тал-Мрза начал писать стихотвор. трагедию «Силпи – Пµлхар пики» (Сильби – девушка из Болгарии), М.Ф. Юрьев поставил на сцене театра свою трагедию «Пулхµр патшалµх‡н юлашки кун‡сем» (Последние дни Булгарского государства). В 1930–50-е гг. появились социологич. драмы на историч. темы И.И. Мучи, П.Н. Осипова, трагедия Я.Г. Ухсая «Тутим‡р» (Тудимер) и др. В 1960-е гг. издаются первые романы, посвящён. историч. прошлому чуваш. народа, К.С. Турхана «С‡ве Атµла юхса к‡рет» (Свияга впадает в Волгу), Ф.Е. Уяра «Таната» (Тенёта), произведения М.Н. Юхмы и др. В чуваш. литературе рубежа 20–21 вв. историч. тематика находится в основе ряда произведений Н.И. Сидорова, Н.А. Теветкеля, В.П. Эктеля, Б.Б. Чиндыкова и др.
Автор: В.Г. Родионов.