ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ. В литературоведении существуют разные подходы к определению этих понятий и их отношений. Наиболее распространённым является мнение, согласно к-рому в и д литературный – это устойчивый тип поэтической структуры в пределах литератур. рода (эпос, лирика и драма), а жанр – исторически складывающийся, непрерывно изменяющийся и усложняющийся тип литератур. произведения. Своеобразие этих категорий в чуваш. литературе исследователи видят в первую очередь в том, что чуваш. словотворчество тяготеет к малым и средним жанрам эпоса, ассоциативно-аллегорическому типу лирич. мировосприятия и др.
Особый интерес вызывает история становления видов и жанров чуваш. письмен. культуры, тесно связанной со сменой типов художествен. сознания. Формирование чуваш. письмен. культуры с архаическим типом художествен. сознания происходило с 1760-х по 1820-е гг., в период творчества Е.И. Рожанского и П.И. Талиева. С 1827 – с выявления чуваш. импровизатора и певца Хведи, творения к-рого публикуются и переводятся несколько раз, начинается новый период истории чуваш. письмен. культуры. Вторым источником становления индивидуально-автор. сознания в 1830-е гг. явились переводы В.П. Вишневского, в них обнаруживается индивидуально-неосознан. авторство с преобладающим жанровым мышлением. По мере утверждения индивидуал. автор. сознания и происходило родовое деление словесности, а затем – видово-жанровое (в 1840–50-е гг.). В творчестве В.И. Лебедева уже преобладало жанрово-стилевое мышление, приближён. к индивидуал. автор. сознанию, хотя и анонимному. С.М. Михайлов (Яндуш) создал жанровую иерархию чуваш. неораторской прозы своего времени. Традицион. синкретический жанр очерка он расщепил на науч. и литературно-художествен. очерки, многие из последних представляли собой художествен. рассказы. Впервые составил сборник юмористич. рассказов, разработал своеобраз. поэтику всех разновидностей жанра рассказа; его жанровое мышление переросло в индивидуально-автор., опирающееся на осознан. противопоставление поэзии и прозы.
В 60–90-е гг. 19 в. чуваш. литература идёт по пути обогащения своей жанровой системы, очень часто синтезируя жанры европейской классич. литературы с жанрами поэтического творчества чуваш. народа (произведения М.Ф. Фёдорова и Г.Ф. Филиппова, Я. Турхана, И.Н. Юркина и др.). Индивидуально-творческое сознание писателей данного периода обычно рассматривается в рамках такого литератур. метода, как просветител. реализм, хотя в нек-рых из них обнаруживаются и черты сентиментализма. В нач. 20 в. усиливаются романтические мотивы, очень часто сложно переплетённые с национальными и общественно-социальными. Всё это способствовало становлению таких жанров и их разновидностей, как трагедия, памфлет, новелла, мифологич. и историч. поэмы.
В 1920-е гг. чуваш. писатели успешно осваивают поэтику малых эпических жанров, а также ведут актив. поиск в жанре поэмы и разновидностях лирики. Большой популярностью пользуются циклы стихотворений с общим лирическим героем и объектом изображения. Таким произведением является и цикл стихотворений (песен) П.П. Хузангая «Тилли юррисем» (Песни Тилли), сочинённое автором в 1930-х гг. В те же годы предпринимаются первые попытки освоения жанра романа. Данный эксперимент успешно завершается лишь в 60-е гг. 20 в. Хотя ряд произведений [«Ту урлă çул» (Перевал) Я.Г. Ухсая и «Аптраман тавраш» (Семья Аптраман) П.П. Хузангая] названы стихотворными романами, основная часть исследователей относят их к жанру большой поэмы. В этом плане к жанру стихотвор. романа более близко лиро-эпическое произведение Ю.Г. Айдаша «Атнер».
Чуваш. литература нач. 21 в. представляет собой с точки зрения жанра развитую и богатую систему, чутко реагирующую на общественно-социал. перемены эпохи.
Автор: В.Г. Родионов.