Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕССсуществование и ход развития литературы в определённую эпоху или на протяжении всей истории народа, региона, мира. Л.п. – неотъемлемая часть культуры народа, отражает его художественное сознание. В ходе анализа выявляют соотношения его константной (вневременной) и вариативной (временной) составляющих. При этом не менее важной задачей являются прослеживание культурно-историч. контактов разнокультурных этносов, выявление инноваций, изучение процесса сложения и функционирования межлитератур. общности и т.д. (см. Литературы народов Урало-Волжского региона).

В Л.п. этносов с прерван. письмен. традициями (к ним относятся и чуваши) выражены самосознание авторов и их восприятие окружающего мира. На основе отношения автора к своему творению (неосознан., анонимно-осознан., осознан.) прослеживается динамика художественно-творческого сознания народа. Так, в чуваш. фольклор. текстах, в т. ч. и письменно фиксирован., в основном присутствует неосознан. кол­лектив. авторство. В ряде пеитов (см. Пеит) о войне или любви обнаруживается неосознанное индивидуал. авторство. К таким примерам относятся переводы, имеющие индивидуал. начало, а также переложения текстов других авторов, различ. толкования священ. писаний и т.д. Следующим этапом эволюции автор. сознания в Л.п. является осознан. авторство, к-рое иногда может быть и анонимным. К этому этапу относятся оригинал. стихотворения без указания автора.

Чуваш. письмен. культура 18 в. развивалась в форме неосознан. авторства, при этом она имела коллектив. сознание (оды и речи, переводы, словари). В 1-й четверти 19 в., с началом книж. периода чуваш. письмен. культуры, прои­зо­шёл постепен. процесс становления инди­видуал. автор. сознания (песни Хведи, переводы и оригинал. тексты В.П. Вишневского, В.П. Громова, В.И. Ле­бедева). Завершил данный процесс С.М. Михайлов (Яндуш). В целост. и функ­ци­они­рующую систему чуваш. литература начала складываться в 1850-е гг., в последующие десятилетия набирала темпы развития, в нач. 20 в. достигла значител. успехов (К.В. Иванов, Г.А. Кореньков, Ф.П. Павлов, И.Е. Тхти, М.К. Сеспель). Лите­ра­тур. сознание определялось жан­­ро­во-стилевыми поисками индивидуально-творчески ориентирован. писателей. Происходило движение от лирич. и малых жанров к эпич. и большим. К 60-м гг. 20 в. в литератур. сознании стало преобладать романтич. мышление, что выражено в творчестве Ф.Е. Уяра, Н.Ф. Мраньки, В.З. Иванова-Паймена, Н.Ф. Ильбека и др. Параллельно с назван. процессом в чуваш. Л.п. наблюдалось движение в сторону мифосимволизации и медитации, яркими представителями к-рых выступили А.А. Воробьёв, Ю.И. Скворцов, Н.А. Теветкель, Ю.Г. Айдаш, В.И. Эндип и др.

Особое место в Л.п. играют переводы (см. Перевод художественный).

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство