ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. К.В. ИВАНОВА (ЧГАДТ) основан в 1918. В 1919 Чуваш. драма, Чуваш. драматич. труппа; в 1919–20 Чуваш. совет. передвижной театр; в 1920–33 Чуваш. труппа Чуваш. государствен. театра; в 1933–34 и 1936–46 Чуваш. труппа ЧГАДТ; в 1935 Чуваш. труппа ЧГАДТ под руководством народ. артиста республики И.С. Максимова-Кошкинского; в 1946–59 ЧГАДТ; в 1959–69 Чуваш. музыкально-драматич. театр. им. К.В. Иванова; с 1969 современ. название. Вырос из кружка любителей чуваш. национал. искусства под управлением И.С. Максимова-Кошкинского в г. Казань при поддержке подотдела Чуваш. отдела при Народ. комиссариате по делам национальностей РСФСР. Премьера первого спектакля «Хăв пурăнас тенĕ пек ан пурăн» (Не так живи, как хочется) по пьесе А.Н. Островского [в переводе Е.К. Мироновой (Алюновой), А.А. Ананьевой, П.П. Порфирьевой и П.А. Фёдорова-Пьера, под редакцией П.А. Макаровой] состоялась 27 января 1918 (режиссёр И.С. Максимов-Кошкинский, художник К.М. Васильев, помощник режиссёра Т.Я. Яковлев-Атнер и М.В. Васильев-Катнуй, музыкал. сопровождение Т.Д. Алексеева).
20 августа 1920 театр переехал из Казани в Чебоксары. Основу репертуара в первые годы составляли пьесы А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, Ф. Шиллера. Ж.-Б. Мольера и др. в переводе на чуваш. язык; появились и спектакли по пьесам чуваш. драматургов М.Ф. Акимова, Ф.П. Павлова, М.Д. Трубиной, А.Д. Калгана, И.Н. Вашки, Я.Г. Ухсая, С.В. Эльгера, В.О. Алагера, Л.Н. Родионова, В.В. Ухли, Н.Т. Терентьева и др. Периодически ЧГАДТ пополнялся воспитанниками студий актёрских ГИТИСа (1947, руководители А.А. Ефремова, О.А. Якубовская, М.М. Тарханов; 1961, руководитель В.А. Орлов), ЛГИТМиК (1972, руководитель А.И. Кацман), Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина (1983, руководитель В.К. Смирнова; 1993 и 2002, руководитель В.П. Селезнёв), в 2011 – выпускниками Чуваш. государствен. института культуры и искусств (руководитель В.Н. Яковлев).
На сцене ЧГАДТ выросла плеяда выдающихся деятелей чуваш. сцены: народ. артисты СССР В.К. Кузьмина, А.К. Ургалкин, Б.А. Алексеев и В.Н. Яковлев; народные артисты РСФСР (Росс. Фед.) В.И. Родионов, Б.С. Марков, Н.Д. Григорьев, Н.И. Григорьева, Н.М. Яковлева; заслужен. артисты РСФСР (Росс. Фед.) и народ. артисты Чуваш. АССР (Чуваш. Респ.) Г.А. Большаков, И.Г. Иванов, Е.Н. Никитин, Н.С. Степанов, Г.Т. Терентьев, В.И. Трифонова, Л.В. Фёдорова, О.И. Ырзем; народ. артисты Чуваш. АССР (Чуваш. Респ.) В.В. Александров, В.С. Лебедев, Е.В. Шорникова, И.О. Молодов, Г.Т. Мадеева, С.Н. Михайлова, Д.М. Столярова, Н.С. Смородинова, П.И. Иванов, П.Г. Иванов, А.Н. Кутузова, В.А. Кудряшов, Н.В. Корчаков, В.А. Иванова, Н.И. Охотников, В.В. Семёнов, В.П. Ситова. Глав. режиссёрами были И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н. Осипов, М.Ф. Юрьев, К.И. Иванов, Л.Н. Родионов, с 1979 В.Н. Яковлев (с 1990 художествен. руководитель). Работали глав. художники П.Д. Дмитриев, Н.П. Максимов, В.М. Мазанов, Ю.П. Матросов. Значител. творческими явлениями стали спектакли «Васса Железнова» (1936), «Тĕпĕнче» (На дне, 1937), «Старик» (1961), «Аркатакансем» (Варвары, 1975) по пьесам М. Горького; «Çуклăх кăлтăк мар» (Бедность не порок, 1938), «Кашкăрсемпе сурăхсем» (Волки и овцы, 1936) и «Василиса Мелентьева» (1937) А.Н. Островского; «Вуниккĕмĕш каç» (Двенадцатая ночь, 1970), «Ашкăнчăк инкесем» (Виндзорские проказницы, 1983) У. Шекспира; «Юнлă туй» (Кровавая свадьба, 1974) Ф. Гарсиа Лорки; «Чакка» (1941) и «Асран кайми кунсем» (Незабываемые дни, 1955) по произведениям С.В. Эльгера; «Айдар» (с 1929), «Кушар» (Кужар, с 1930) П.Н. Осипова; «Сатурпа Илем» (Садур и Илем, с 1937) И.С. Максимова-Кошкинского, «Лиза Короткова» (1942), «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана, с 1955) Н.С. Айзмана; «Куккук çаплах авăтать» (Кукушка всё кукует, 1960), «Çĕрпе хĕр» (Земля и девушка, 1973) Н.Т. Терентьева; «Хура çăкăр» (Чёрный хлеб, 1969) по роману Н.Ф. Ильбека; «Никита Бичурин» (1959) В.П. Романова; «Телейпе Илем» (Телей и Илем, 1977) И.А. Петровой; «Çатан карта çинчи хура хăмла çырли» (Ежевика вдоль плетня, 1990) Б.Б. Чиндыкова; «Юрату мар ку – чир» (Идиот, 1993) по Ф.М. Достоевскому; «Юратнипе вилмеççĕ» (Арлезианка, 1994) А. Додэ; «Праски инке хĕр парать» (Тётушка Праски дочку выдаёт, 1980), «Праски кинеми мăнукне авлантарать» (Бабушка Праски внука женит, 1996) А.С. Чебанова; «Хÿхĕм хĕрĕн хÿхлевĕ» (Плач девушки на заре, 1995) Н.И. Сидорова; бессмертное произведение К.В. Иванова «Нарспи» (с 1922, 7 постановок). На рубеже 20–21 вв. в репертуаре театра спектакли по пьесам зарубеж. (Ф. Гарсиа Лорка, Й. Йовков, Я. Райнис), рус. (А.Н. Островский, А.С. Пушкин, И.Н. Бунин, В.С. Розов), чуваш. (Ф.П. Павлов, А.А. Тарасов, Д.В. Гордеев и Г.В. Кириллов, А.И. Пртта и др.) авторов.
Театр участник и лауреат многих театрал. фестивалей. Ему присвоены звание академического (1933), имя классика чуваш. литературы К.В. Иванова (1959). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1977).
Автор: Г.В. Кириллов.
Лит.: Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Ч., 1973; В творческом горении – высшая радость! Ч., 1976; Кузьмина В.К. Театр – манăн пурнăçăм… Ч., 2003; Терентьев Г.Т. Чуна уçса калаçни. Ч., 2004.