ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ – одновременное звучание нескольких тональностей или их созвучий для обозначения системы звуковысотных соотношений. П. – сложная ладовая структура, имеющая единый множествен. центр («политонику»), подразумевает наличие нескольких тонал. подсистем, выявленных функционал. оборотами и фактурной расчленённостью. П. может быть гармонической (объединение аккордовых пластов), мелодической (взаимодействие горизонтал. линий) и смешанной (объединение аккордов и линий). Истоки П. можно найти как в народ., так и в профессионал. музыке, начиная со средневековья; но понятие П. используют преимущественно по отношению к явлениям музыки 20 в. Выразител. возможности П. использовались И.Ф. Стравинским, П. Хиндемитом, С.С. Прокофьевым, Д.Д. Шостаковичем и др.
В чуваш. профессионал. музыке П. представлена образцами различ. видов. Впервые встречается в сочинениях Г.В. Воробьёва 1935–39, является одной из наиболее характер. черт музыкал. языка композитора и находит выражение в его фортепиан. сочинениях – пьесах «Сăпка юрри» и «Сăрнай» сюиты «Акатуй», в Сонатине ля минор. Во 2-й пол. 20 в. П. также находит применение в творчестве ряда композиторов, её образцы встречаются в инструментал. сочинениях М.А. Алексеева («48 полифонических образов») (см. нотный пример), А.Г. Васильева («11 пьес для фортепиано»), Л.А. Новосёловой («Два цикла пьес для виолончели и фортепиано»), Т.В. Полковниковой (фортепиан. пьесы, Концертино для камер. ансамбля) и др.
Автор: Л.И. Бушуева.