АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО – искусство театральной игры, создания сценических образов. Художествен. специфика театра – отражение жизни в форме происходящего перед зрителем драматич. действия – осуществляется глав. обр. посредством А.и. Цель его воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творческого воспроизведения этого процесса. Творчество актёра исходит из драмы – её содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу А.и. В музыкальном театре (балете, опере, оперетте и т. д.) А.и. определяется либретто и музыкальной партитурой. Актёрский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством его развивается глав. действие драмы, выявляется её общий смысл и эстетич. направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан со всеми своими партнёрами, участвуя вместе с ними в создании того художествен. целого, каким является театральная постановка. Сцена предъявляет актёру порой весьма сложные требования. Выполнить их он должен как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определённого персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актёр решает задачу создания характера на основе сценич. перевоплощения. При этом А.и. – вид искусства, в к-ром материалом художнику служат его собственная природа, его интеллект, эмоциональный аппарат и внешние данные. В то же время актёр прибегает к помощи грима, костюма (в кукольном и нек-рых других видах театра – к помощи маски и куклы); в арсенале его художествен. средств – мастерство речи (в опере – вокальное искусство), движение, жесты (в балете – танец), мимика. Важнейшие элементы А.и. – внимание, воображение, эмоциональная память, способность к сценич. общению, импровизации, чувство ритма и т.д. А.и. родилось в своих изначальных элементах на основе массовых действ первобытного общества. В 5 в. до н.э. в Древней Греции оно полностью освобождается от власти религии и культовых обрядов. В сред. века А.и. достигло свободного развития в жанре фарса, где основ. признаком А.и. стала характерность, доведённая до карикатуры. Вершиной театра этого типа является комедия масок, комедия дель арте. Драмы эпохи Ренессанса предъявили к А.и. задачу выражения больших идей, индивидуализированных, психологически сложных характеров. Дальнейшее накопление историч. традиций А.и. проходило в эпоху классицизма (Франция 17–18 вв.), просвещения (18 в.), выдвинувших идеал «естественного человека». 19 в. (эпоха романтизма) привёл к господству в А.и. импульсив. внешней эмоциональности, вдохновения, фантазии, что подготовило приход реалистич. системы игры, занявшей с сер. 19 в. господствующее положение на европейской сцене.
Первые актёры чуваш. театра, основанного в 1918 в Казани, не имели профессиональной театральной подготовки (И.С.Максимов-Кошкинский, О.И.Шестипалова-Ырзем, Г.В.Зайцев-Тал-Мрза, С.П.Горский, Е.Т.Терентьева, П.Н. Осипов и др.), но по реакции зрителей почувствовали интерес именно к реалистич. сути А.и. В дальнейшем в течение всего 20 в. все театральные коллективы Чувашии придерживались глав. обр. именно реалистич. школы А.и., окончательно сформированной Моск. художествен. театром и системой К.С. Станиславского, считавшего основ. ценностью А.и. умение показать на сцене «жизнь человеческого духа». Непосредственные коллеги и ученики К.С.Станиславского М.М.Тарханов (в 1947) и В.А. Орлов (в 1961) подготовили в Москве в ГИТИСе (РАТИ) два первых выпуска профессиональных актёров для чуваш. театра, среди к-рых были Б.С.Марков, З.Д.Ярдыкова, В.И. Родионов, Г.Т.Мадеева, В.К.Кузьмина, Н.С.Степанов, Т.Н.Ерусланова, Н.И.Григорьева, Н.Д.Григорьев, Н.М.Яковлева, В.Н.Яковлев, Н.С.Смородинова, Ю.И.Кольцов, В.С.Лебедев, А.Н.Кутузова и др. Они внесли значительную лепту в историю А.и. Чувашии, начатую предшественниками А.К.Ургалкиным, Б.А.Алексеевым, Е.В.Шорниковой, Н.П.Виноградовым, Е.Н.Никитиным, И.О.Молодовым, А.А.Долговой, Л.Ф.Семёновым и др. Наиболее яркими представителями А.и. Чувашии последней четверти 20 в. явились выпускники творческих учеб. заведений: Г.А.Большаков, В.И.Трифонова, С.П.Иванов (ЧГАДТ им. К. Иванова), Н.Н. Никифоров, Т.Н. Альпидовская, Е.Г.Лемешевская (ЧГТОиБ), Н.В.Алфёрова (Театр кукол), Л.В.Родин (Русский театр), В.П.Молодцыгин (ТЮЗ), В.Н.Проворов [Чуваш. государствен. экспериментал. театр (Мим-театр «Дождь»)] и др., чьё А.и. покоряет зрителей тонкой импровизацией, умением мыслить на сцене, общаться со зрительным залом.
См. также статьи: Государственный русский драматический театр Чувашской Республики, Студии актёрские, Театральное искусство, Театральное образование, Колхозные театры, Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова, Чувашский государственный театр оперы и балета, Чувашский государственный театр кукол, Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля, Союз театральных деятелей.
Автор: Н.Д. Говорова.
Лит.: Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Ч., 1988; Заломнов П.Д. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Ч., 2002.