МЕТРИКА (греч. metrik, от. metron – мера, размер) – совокупность законов строения стиха, то же, что стихосложение; наука о законах строения стиха, то же, что стиховедение.
М. чуваш. народно-песен. стиха – силлабическая с нек-рыми элементами квантитативности в напеве. В формировании чуваш. (тюркского) изосиллабизма, прежде всего ритмической структуры 4+3, глав. роль сыграли как особенности языка. Ещё в древности силлабические ритмические формулы разделились на 2 вида: метр на основе структуры предложения (синтаксиса) и интонации (речевые стихи); метр на основе напева (песен. стихи). К речевым стихам относятся тексты заговоров, заклинаний, благопожеланий, молитвословий и др. (см. также в ст. Народное поэтическое творчество, Магическая поэзия, Саламалик). Песен. стихи разделяются на многослож. (10–12 слогов в строке) и короткослож. (7–8 слогов в строке). Ритм многосложника образуется из равного количества слогов в строке-фразе с определёнными сквозными цезурами и малыми цезурами в большом полустишии. Здесь изохронность, присущая короткосложнику, заменена изосиллабизмом.
Чуваш. письмен. стих утвердился в 18 в., когда были сочинены стихи в жанре оды в традициях польско-киевской литератур. школы (см. Версификация). Впоследствии М. чуваш. письмен. стиха обогатилась поэтикой и ритмикой народно-песен. стиха, прежде всего художественно-выразител. средствами молодёж. песен-многосложников верховых и средненизовых чувашей (в 30–80-е гг. 19 в.), лирических песен-многосложников низовых чувашей (в 1890-е гг.). В этот период переводы произведений рус. классики осуществлялись на основе силлабического метра. Чуваш. поэты приобщались к мировой поэзии в основном через рус. литературу, поэтому они старались синтезировать силлабо-тонику с чуваш. силлабикой.
Чуваш. силлабо-тоника утвердилась в национал. поэзии в 1920-х гг. После публикации стихотворений и статьи М.К. Сеспеля «Сăвă çырассипе ударени правилисем» (Стихосложение и правила ударения, 1920) его поддержали молодые поэты С.Ф. Хумма, С.В. Эльгер, В.Е. Рзай и др. П.П. Хузангай довёл технику силлабо-тонич. стихосложения до классич. уровня и тем самым завершил спор сторонников силлабики (Н.В. Шубоссинни и др.) с новаторами в пользу последних.
Чуваш. стиховедение как наука сложилось в результате исследований М. народ. стиха В.А. Сбоевым, Н.И. Ашмариным, Н.Р. Романовым и др. и споров в 1920-е гг. о природе чуваш. письмен. стиха, отразившихся в публикациях М.К. Сеспеля, С.Ф. Хуммы, Г.И. Кузнецова (Кели) и др. В 1950–60-е гг. появились работы М.Я. Сироткина, Н.И. Иванова, Н.С. Павлова, в последующие годы чуваш. стих изучали В.Г. Родионов, О.Г. Владимирова и др.
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992.