ТАКМАК – широко распространённая в чувашском фольклоре песенная форма, встречающаяся в большинстве традиционных песенных жанров всех диалектов музыкальных. В «чистом» виде она характерна для традицион. чуваш. плясовых припевок под таким же названием, вследствие чего это народ. жанровое название в 1920–30-х гг. (в трудах Н.Р. Романова, С.М. Максимова) было распространено на форму песен и др. жанров.
С точки зрения стиховедения форма Т. представляет собой музыкально интонируемый силлабический 7–8-слоговой (в норматив. основе) стих с постоян. цезурой после четвёртого слога, т.е. состоит их двух полустихов по 4+3 или 4+4 слога. Напр.:
8 (4+4) Сăрт, сăрт тăрăх / нумай утрăм,
7 (4+3) Лаппипе те / утасчĕ;
8 (4+4) Хойăххине / нумай куртăм,
7 (4+3) Ыррине те / курасчĕ.
Перевод: По холмам, холмам много ходила, И низинами походить бы; Горюшка много испытала, И счастья испытать бы.
В отличие от стиховедческого понятия о силлабике как равнослоговой системе, форма Т. – образец так наз. музыкал. силлабики, в к-рой может быть перемен. количество как слогов, так и музыкал. счётных времён (единиц пульсации, хронос протосов). При этом константность структуры строк в Т. проявляется в виде постоян. количества музыкально-поэтических групп, называемых ритмическими ячейками, их всегда 4 – ЅЅ/ЅЅ. Каждой ячейке в норме соответствует 2 слога, отсюда в строке 8 или 7 слогов (поскольку завершающая ячейка всегда содержит 1 слог, образуя остановку, ритмический каданс). Количество счётных времён в ячейках колеблется от 1 до 6 и более. Наиболее распространены двух- и трёхвремен. ритмические группы. В типичных случаях четырёхъячейковая структура может вмещать от 7 (редко меньше) до 24 (и больше) счётных времён.
В случае увеличения количества слогов в ячейке музыкал. длительности дробятся на более мелкие, благодаря чему появляется возможность в тот же отрезок времени пропеть 3 или 4 слога, а в строке – до 13 (4+4+4+1) слогов, при дроблении кадансирующей ячейки – до 15 (4+4+4+3) слогов. При этом сохраняется такой важный признак силлабики, как констант. местоположение цезуры между второй и третьей ячейками, т.е. в середине строки (см. пример-схему).
С другой стороны, число слогов, приходящихся на ячейку, в нек-рых случаях сокращается до 1, при этом время пропевания сохраняется, поскольку сумма музыкал. длительностей не изменяется, они «сливаются» воедино (как в кадансе). (Разновидности типичных ритмических ячеек см. в таблицах 1 и 2 к ст. Ритмика чувашских народных песен.)
Количество строк в строфе формы Т. не регламентировано. В типичных случаях в ней может быть от 2 до 8 музыкально-поэтических строк. (См. также о песенной форме «анатри» в ст. Многослоговая форма.)
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М. Г. О ритмической системе чувашской народной песни // Вопросы истории и теории чувашского искусства / Труды ЧНИИ. Ч., 1982.