МОЛОТЬБА, обмолот – процесс выбивания, выколачивания семян, зёрен, плодов из колосьев, метёлок, стручков и др. Чуваши М. традиционно проводили на гумне, куда свозили сжатые снопы и складывали их в копны и скирды.
Сначала молотили рожь. В условиях влажного лета снопы предварительно сушили в овинах: вечером накануне назначенного для обмолота дня старший мужчина укладывал на конус овина снопы и после молитвы духу-покровителю овина приступал к топке. Высушен. снопы расстилали на расчищен. и утрамбован. току в 2 ряда колосьями вовнутрь, 2 пары молотильщиков становились друг против друга, ещё двое – между ними сбоку и после молитвы-пожелания хозяина приступали к М. – били по колосьям цепами в такт, постепенно передвигаясь к другому концу ряда, оттуда шли, молотя, обратно. При втором проходе молотильщики второй пары заодно переворачивали ногами снопы. После третьего прохода одна из женщин серпом разрезала свясла. После четвёртого солому встряхивали вилами, откладывали или сразу же связывали в виде снопов. Зерно сгребали в кучу, провеивали, подбрасывая деревян. лопатами; сор убирали берёзовыми мётлами. Мякину относили корзинами или плетёными коробами в мякинник. После провеивания хозяин в верхней одежде, с шапкой, прижатой к телу левой рукой, и лопатой в правой руке с молитвой к Турă и земледелия божествам и духам о благополучии, большого обмолота, изобилия и бережливости обходил по солнцу ворох, сгребая зерно к середине, жена с метлой шла за ним, как бы обмётывая кучу. Затем зерно затаривали и перевозили в амбар.
Яровые зачастую молотили шишкованием: снопы складывали вокруг гумён. столба, один конец верёвки привязывали к вершине столба, другой – к верёвоч. кольцу на шее лошади; лошадей (иногда двух-трёх и более) гоняли по кругу, они копытами вытаптывали зерно из колосьев. Солому убирали и складывали в копны.
Для М. нередко созывали помочи, по завершении к-рой или же обмолота первой крупной партии (на семена, продажу для уплаты податей, помола для выпечки на месяц-другой) проводили обряд авµн пµтти [букв. овинная (гумённая) каша]: на гумно приносили котёл с кашей, выпечку, пиво, после молитвы к Турă и духам-покровителям гумна, овина приносили жертву – к гумённому столбу, а также в овин клали по ложке каши, кусочку хлеба или выпечки, отливали пива – и приступали к трапезе. Возвращались с обрядовыми песнями, иногда пиршество продолжалось в доме у хозяина.
Обмолочен. хлеб следовало «старить» – проводили обряд çĕнĕ тырра киветни: с соответствующей молитвой к Турă, духам-покровителям амбара об изобилии и бережливости смешивали по горсти прошлогоднего и нового зерна. Только после этого разрешалось зерно молоть, продавать, отдавать взаймы и т.п.
Часть хлеба оставляли в снопах для зимней М. У нек-рых крестьян копны стояли необмолоченными по нескольку лет. Считалось, что хранение в копнах рациональнее (качество зерна лучше, чем в амбар. сусеках).
Иногда (к примеру, для посева) обмолачивали неразвязанные ржаные снопы, ударяя колосьями по прислонён. к столбу бороне, при этом спелые зёрна вымолачивались, некачествен. оставались в колосьях; их домолачивали в последующем на гумне. Изредка скошен. бобовые на гумно не перевозили, молотили, уложив в валки на ближней к загону проезжей дороге. После нескольких проходов цепами уплощённый слой соломы складывали с краёв к середине ряда. Коноплю, связанную в небольшие снопики, молотили цепами, а лён – зачастую деревян. вальками на расстеленной дерюге. Ручная М. с 1930-х гг. постепенно стала вытесняться М. конными и др. механич. молотилками; с комбайновой уборкой (с сер. 20 в.) прекратилось и применение молотилок.
Автор: П.П. Фокин.