НАПИТКИ традиционные – компонент питания, сохраняющий этнические традиции. Для утоления жажды чуваши использовали воду, в основном из природ. источников. Отвары нек-рых растений изготавливались в качестве лекарствен. средств. Квас пили мало. Заваривали настои из различ. трав и плодов. Фабрич. чай распространился в 19 в. В качестве Н. выступают и молочные продукты: снятое и кислое молоко (йÿçĕтнĕ сĕт, турăх), пахтанье (уйран), в т.ч. разведён. водой (турăх уйранĕ); редко молоко цельное.
Употребление ряда Н. было ритуализировано. В качестве ритуал. безалкогол. продукта использовался шерпет (медовая сыта), к-рый делали из мёда, растворён. в 5–6 частях кипячёной воды. Для совершения культовых обрядов готовился один из древних видов безалкогол. пива без хмеля и дрожжей – максăма. К летней страде готовили слабокислый пивной Н. типа кваса для запивания мучного киселя, толокна, картофеля.
Известны различ. алкогольсодержащие Н., наиболее широко распространён. из них сăра (пиво домашнее), к-рое при проведении праздников варилось в большом количестве. Важные действия обряда или ритуала (напр., моление, благословение, одаривание и др.) совершались также с пивом. Употреблялись алкогол. медовые сим пыл – выдержанный медовый Н. на дрожжах, кµрчама – медовая бражка. До 20 в. чуваши готовили в основном только натуральные (неперегонные) традицион. Н. невысокой крепости. Сăра, сим пыл, кăрчама, максăма имеют древнее происхождение, упоминаются араб. авторами (в частности Ибн Фадланом) в записях о болгарах. Эти Н., за исключением максăма, продолжают употребляться, в т.ч. сăра – в качестве ритуал. Н.
Автор: Г.Б. Матвеев.