«ОКТЯБРЬ ÇУЛĔ» (Путь Октября) – песня-кантата для хора а капелла В.П. Воробьёва на стихи Н.Т. Васянки (по А.И. Безыменскому). Впервые исполнена 24 декабря 1928. Непосредственным прототипом музыкал. композиции В.П. Воробьёва послужил хор Г.Г. Лобачёва «К Октябрьской революции» на стихи А.И. Безыменского, изданный в 1927 (ещё одно музыкал. воплощение этого же стихотворения принадлежит Д.Д. Шостаковичу в симфонии «Октябрю», 1927). В 1932 пианист И.В. Люблин добавил к партитуре «О.ç.» аккомпанемент со вступлением и отыгрышем между первым и вторым разделами, оркестрованный для симфонич. оркестра С.И. Габером. Это придало компактному акапелльному хору характер вокально-симфонич. композиции продолжительностью звучания ок. 7 минут. В дальнейшем песня-кантата «О.ç.» исполнялась и издавалась как в акапелльном, так и аккомпанирован. варианте.
Текст песни-кантаты в виде обобщённо-абстракт. символов воплощал глав. идеологич. схему совет. эпохи: картина тяжкого гнёта (…имя наших тенёт: молчанье, страданье, гнёт) сменяется картиной появления вождя, надежды и борьбы (…О, Ленин! Ты выковал волю страданий… Наша судьба носит имя – Борьба). Завершающая часть – апофеоз, своего рода катехизис объектов прославления в совет. художествен. гимнографии (Октябрь, Коммуна и Ленин!). Структурной основой музыкал. разделов «О.ç.» является поэтическая строфа, состоящая из 6 четырёхстопных строк. В соответствии с числом поэтических строф произведение состоит из 4 эпизодов. Следуя сменам образ. содержания стихов, В.П. Воробьёв создал контрастно-состав. форму ABCD из приблизительно равномасштаб. построений, следующих друг за другом без перерывов. Несмотря на упрощённо-идеологизирован. пафос стихов, песня-кантата «О.ç.» для чуваш. музыкал. искусства представляла значительную художествен. ценность. Это было новаторское сочинение, впервые в крупной форме ярко воплотившее героико-патриотич. тему и удачно синтезировавшее интонации народ. песни с непривычными для неё ритмами рабочей революционной песни.
Автор: М.Г. Кондратьев.