«СĂРНАЙПА ПАЛНАЙ» (Сарнай и палнай) – первое сочинение для симфонического оркестра в чувашской музыке, создано Ф.П. Павловым в 1928. Оригинальная партитура утеряна, сохранилась автор. рукопись для рояля в 4 руки с примечанием: «Переложено с партитуры для большого симфонического оркестра». Произведение отличают яркая характеристичность, сочность народ. образов, картинность и живописность звучания. Имеющееся на титуле определение «балетная фантазия» указывает на театрально-хореографич. природу замысла. Первая тема фантазии – народ. наигрыш, исполнявшийся на волынке сăрнай. Во второй теме композитор подражает звучанию старин. народ. инструмента палнай. В сред. части, рисующей плавный девичий танец, использована авторская мелодия песни «Çĕнĕ такмаксем» (Новые частушки). Произведение исполняется в оркестровых версиях С.И. Габера, В.А. Важорова, Э.Г. Борисова и М.Н. Яклашкина.
Подобно «Камаринской» М.И. Глинки и «Славянским танцам» А. Дворжака, фантазия «С.п.» явилась истоком для формирования чуваш. национал. симфонизма, открыв его жанрово-характеристическую линию. В этом произведении Ф.П. Павлов утвердил принципы отбора музыкал. материала, метод вариантно-вариацион. развития, образ. трансформацию тематизма, к-рые получили продолжение и развитие в симфонич. творчестве его последователей. Контрастные сопоставления разделов фантазии указали путь к оркестровым циклическим формам – сюите, симфонии, концерту.
Автор: С.И. Макарова.
Лит.: Илюхин Ю.А. Симфоническая фантазия Ф. Павлова «Сарнай и палнай» (Первое произведение чувашской симфонической музыки) // Вопросы чувашского языка, литературы и искусства. Ч., 1960.