«ПЕНТАТОННАЯ ЗОНА» Поволжья и Приуралья – одно из интегрирующих понятий, характеризующих традиционные музыкальные системы народов Волго-Уральского региона – тюркоязычных башкир, татар, чувашей, финно-угорских марийцев, мордвы, удмуртов; этнокультурная территория, на к-рой одним из определяющих признаков народ. музыки является ангемитонная пентатоника. В Европе подобные «зоны», объединяющие народы разного происхождения, более не встречаются; известны лишь локал. пентатоновые «островки» среди диатонических культур (см. Диатоника): на СЗ – в музыке шотландцев, бретонцев и в центре – в музыкал. фольклоре венгров.
Музыкал. культуры народов Поволжья и Приуралья достаточно самостоятельны, а в ряде отношений контрастируют друг с другом. Однако в течение более чем тысячелетнего совмест. проживания в регионе межкультур. контакты естественно привели к образованию регионал. общности. Музыковед. понятие «П.з.» является параллелью аналогич. интегратив. понятий «Волго-Камский языковой союз» в лингвистике и «Волго-Уральская историко-этнографическая область» в этнологии.
Впервые о пентатонике как характер. черте музыки нек-рых народов региона стало известно в кон. 19 в. из музыкально-этнографич. трудов В.А. Мошкова («Мелодии чувашских песен», 1893) и С.Г. Рыбакова («Музыка и песни уральских мусульман», 1897), именовавших её по науч. традиции своего времени «китайской гаммой». Место пентатонной ладовой системы в музыкально-фольклор. творчестве др. народов региона постепенно выявлялось в исследованиях на протяжении 1-й пол. 20 в. Выражение «П.з.» впервые использовано в 1955 Н.Г. Жигановым при обсуждении проблем музыкал. творчества автоном. республик России, в 1960-е гг. подхвачено музыковедами, изучающими регионал. и общеросс. проблематику. Пентатоника широко представлена у всех народов Поволжья и Приуралья, среди к-рых чуваши, наряду с татарами и башкирами, представляются хранителями в своей традицион. музыке самых концентрированных форм этой ладовой системы. Мордов. исследователи подчёркивают особенности ангемитонной пентатоники в многоголосном контексте. В марийской и удмурт. песен. культурах наблюдается ладозвукоряд. своеобразие, дающее повод наряду с пентатонными выделять частично совпадающие с ними кварто-терцовые (у марийцев) и большетерцовый (у удмуртов) лады.
Автор: М.Г. Кондратьев.