РЕКРУТСКИЕ ПЕСНИ, салтак (некрут) юрри – песни солдат (рекрутов), исполняемые при проводах их на службу в армию или на войну.
В текстах чуваш. Р.п. преобладает мотив расставания и разлуки, что сближает их с причитаниями невесты (см. в ст. Причитание) и похоронно-поминал. песнями (см. Юпа юрри). Истоки их поэтики уходят во времена господства мифологического сознания, когда жизнь человека представлялась в непосредствен. связи с космосом, его мироустройством, модель мироздания воплощалась в облике Древа, корнями уходящего в Землю, а ветвями – в Голубое небо. Над Древом якобы возвышалась мифическая птица Ăмăрт, от поведения к-рой зависело состояние мироздания: при её восседании на Древе устои жизни мира и людей были крепкими и неизменными, а при её отлёте – шаткими и неустойчивыми. Путём магич. действий и слов жрецы-заклинатели пытались восстановить первич. порядок мироздания, к-рый нарушался, по их представлениям, при заболевании, вынужден. расставаниях с родными. Отклики этих давних мотивов можно найти в текстах Р.п.
Строфы чуваш. Р.п. в основном двухчастны: в первой части описывается гора, чёрный лес, середина степи, луга, моря и т.д. (то, на чём находится Древо) и само Древо (столб, дерево, мост и т.д.), затем либо птица, либо варианты (листья, ягоды, орехи на дереве); во второй выражается определён. желание или состояние мифического героя, прощающегося с родиной. Подобные песни исполнялись во время подвор. обхода родственников и на улице, и в домах. Пение сопровождалось размахиванием платками в разные стороны, что означало горест. прощание рекрута с родными и земляками. Данный жанр в системе рекрутских обрядов функционировал вплоть до 1970-х гг.
Автор: В.Г. Родионов.