ТРАНСПОЗИЦИЯ КВИНТОВАЯ (лат. transpositio – перестановка и quinta – пятый, в музыке интервал, отстоящий на 5 ступеней от исходного) – специфический приём развития мелодии, характерный для нек-рых народно-песенных культур, в т.ч. чувашской. При Т.к. 2-я половина строфы народ. мелодии представляет собой повторение 1-й половины со сдвигом по звукоряду на интервал квинты вниз (или, что равнозначно, кварты вверх). Весьма редки примеры транспозиции (сдвига) на квинту вверх (соответственно, кварту вниз).
В чуваш. народ. песне Т.к. обычно связана с восьмистроч. (4+4↓5, либо 4↑4) или четырёхстроч. (2+2↓5, либо 2↑4) строфой пентатонного строя. Чаще всего транспонируются звукоряды d и e, образуя комбинирован. звукоряды с «полутоном на расстоянии» h–c: degah+GAcde (суммарно GAcdegah), egahd1+Acdeg (суммарно Acdegahd1).
Восьмистроч. строфа наиболее характерна для свадеб. песен верховых и средненизовых чувашей (см. нотный пример 1).
В четырёхстроч. песнях с Т.к. (в основном средненизового музыкал. диалекта, встречается в песнях разных традицион. жанров, кроме хороводных) квинтовый сдвиг напева по звукоряду может сочетаться со сквозным мелодич. развитием при сохранении мелодико-интонацион. и ритмического рисунка фраз (см. нотный пример 2).
Иногда подобный перенос половины напева происходит с сохранением исходного звукоряда (напоминая так наз. «тональный ответ» в полифонических формах), при этом во 2-й части сохраняется лишь мелодический контур исходной половины напева, а конкрет. интервал. соотношения варьируются (см. нотный пример 3).
Исследователи венгер. народ. музыки Б. Барток, З. Кодай, Л. Викар и др. придавали приёму Т.к. особое значение, считая его, наряду с ангемитонной пентатоникой, одним из глав. аргументов в доказательстве родства музыкально-поэтических систем предков венгров и народов Поволжья – чувашей и марийцев.
Автор: М.Г. Кондратьев.