РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫ. Обрядовое оформление проводов в армию сложилось у чувашей в основном в 18 в. и имело локал. варианты. Обязател. блоками Р.о. во всех этнографич. и этнотерриториал. группах были обход родственников и населён. пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр (чăкăт).
Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совмест. трапезы сверстники запевали рекрутские песни, к-рые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом Р.о. Полотенце и др. подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символич. выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.
Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна; в 20 в. они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобраз. свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родител. домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. В локал. вариантах экипаж использовался при объезде села и родственников, в качестве наездников выступали друзья, запрягавшие своих лошадей. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.
Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрут. песню.
На прощал. трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, к-рые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрут. песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 в. в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала шăрттан, чăкăт, сухари, бельё и т.п., провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, к-рые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность он отвечал: «Çапла пултăр» (Пусть будет так). Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уезд. город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.
В комплексе Р.о. были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.
Традицион. Р.о. продолжают бытовать в усечён. вариантах и не повсеместно.
Автор: Г.Б. Матвеев.