ЧУВАШИ ТАТАРСТАНА – чуваши, проживающие в Респ. Татарстан. Численность 126,5 тыс. чел., в т.ч. доля горожан 43,5% (2002). Компактно проживают в Аксубаев. (14,7 тыс. чел.), Дрожжанов. (11,3 тыс.), Нурлат. (10,7 тыс.), Буин. (8,0 тыс.), Черемшан. (4,6 тыс.), Алькеев. (4,3 тыс.), Тетюш. (4,2 тыс. чел.) р-нах. Кустовое расположение чуваш. селений характерно для Апастов., Бавлин., Высокогорского, Заин., Зеленодол., Кайбиц., Мензелин., Нижнекам., Новошешмин. и Спас. р-нов. В нач. 21 в. насчитывается ок. 170 деревень с чуваш. населением, более 130 являются этнически смешанными селениями. Крупные сел. населён. пункты – Аккиреево, Альшеево, Андреевка, Большая Акса, Большое Шемякино, Бюрганы, Городище, Егоркино, Ивашкино, Караульная Гора, Наратлы, Новое Ильмово (Дрожжанов. р-н), Новое Ильмово (Черемшан. р-н), Потапово-Тумбарла, Рунга, Савгачево, Старое Суркино, Старое Тимошкино, Старое Узеево, Чувашское Дрожжаное и др. В городах Казань, Буинск, Тетюши чуваши проживают исстари, во 2-й пол. 20 в. наблюдался приток чувашей как в старые, так и в новые города – Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Лениногорск и посёлки город. типа, в частности Аксубаево, Бавлы. Численность чувашей-горожан в 2002 составляла: в Казани – 12,5 тыс. чел., Набережных Челнах – 2,6 тыс., Нижнекамске – 5,8 тыс., Нурлате – 4,7 тыс., Бугульме – 2,1 тыс., Буинске – 1,8 тыс., Чистополе – 1,4 тыс., Тетюшах и Зеленодольске – по 1,2 тыс. чел. Значительна роль Казани в формировании чуваш. интеллигенции, профессионал. кадров и учреждений культуры и образования, развития печати и издател. деятельности, развитии чувашеведения как науки, становлении кадров и органов управления для Чувашии.
Чуваш. селения образовались в правобереж. районах в кон. 16 – 17 вв., в закамских – в 17–18 вв. в результате переселения чувашей из север. и централ. районов современ. Чувашии, Приказанья и Заказанья на сред. течение р. Свияга и в Закамье, быв. местами кочевий ногайцев, калмыков, башкир. Для защиты от набегов кочевников и создания условий для заселения дикого поля правительством были возведены засечные черты, в строительстве к-рых участвовали чуваши, ставшие одними из первых жителей этих территорий. Колонизация среднесвияж. района и Предкамья происходила в 16–17 вв., в 18 в. она охватила причеремшан. земли. В Предкамье чуваш. населён. пункты расположены среди русских, основателями нек-рых из них являлись чуваш. переселенцы, вытесненные затем оттуда помещиками. Немало селений современ. Аксубаев. и Алькеев. р-нов основано в кон. 16 – нач. 17 вв. чувашами Заказанья. В 17 в. правительство переселило на карлин. и симбир. засечные черты служилых чувашей и татар, образовавших ряд населён. пунктов современ. Дрожжанов. р-на. С 18 в. шло заселение Закамья чуваш. крестьянами из разных уездов. В ходе вольной крестьян. колонизации освоено Причеремшанье. Преобладали переселенцы из Симбир., Свияж. и Казан. уездов. Юго-запад. районы современ. Татарстана и Закамье представляют собой черноземье, удобное для земледелия. Переселенцы осваивали под распашку пустоши. Пашен. земледелие в сочетании с домаш. животноводством и промыслами являлись их основным занятием. Ремёсла были развиты мало.
В этнокультур. отношении Ч.Т. представляют разные группы: правобережные относятся к низовой этнографич. группе, левобережные – к чувашам закамской группы и чувашам приикской группы. Консервации этнических признаков и элементов традицион. культуры и верований способствовало стремление сохранить себя как народ в условиях иноэтничного, в частности исповедовавшего ислам татаро-мишар., окружения. Ч.Т. не избежали отпадения в ислам (см. Исламизация чувашей), сопротивлялись и христианизации. В 1911 среди чувашей Чистопол. у. зафиксирована большая часть некрещёных чувашей (ок. 7 тыс. чел.), к-рые лучше других сохранили традицион. народ. чуваш. одежду, обряды, культовую монументал. скульптуру. Чуваш. календарная обрядность бытовала как устойчивая традиция до сер. 1960-х гг. Уяв, проводимый от завершения весеннего сева до начала сенокоса (в основном до Петра и Павла дня), обряд çумăр чÿкĕ (моление о дожде), праздник çимĕк (поминовение усопших), основные жанры обрядовых песен сохранились до нач. 21 в., проводы уява (12 июля) в крупных селениях Нурлат. р-на превратились в межрегионал. чуваш. фольклор. праздник. В этнокультуре Ч.Т. Правобережья и Закамья прослеживаются сходные этнические процессы, в то же время процесс стирания этнической специфики в Правобережье происходил быстрее, чем в Закамье.
Ч.Т., как правило, знают 3 языка, языками межэтнического общения для них являются рус. и татарский (по данным переписи 2002, татарским владеет 25,3 тыс. чувашей). Чуваш. говоры испытали влияние татар. языка. Чувашами заимствованы от татар-мишарей антропонимы, одежда из пестряди, конструкция печи, ряд блюд и т.д.
В 2002 среди Ч.Т. 86,5% считали родным языком чувашский. В 1920–50-х гг. в Казани, Аксубаеве, Тетюшах, Чистополе работали чуваш. педагогич. техникумы. В 1990-х гг. в Казан. педагогич. университете и Чистопол. педагогич. училище открыты чуваш. отделения, в районах компакт. проживания чувашей – школы, в к-рых преподаётся чуваш. язык. В Казани издаются газета «Сувар» и журнал «Шурăмпуç» (Заря), в ряде районов – газеты на чуваш. языке. Татар. радио периодически выпускает передачи на чуваш. языке («Семь родников»), радиопередачи на чуваш. языке выходят в эфир в Буин. р-не и Казани. В Татарстане функционируют Чуваш. национально-культур. автономия, Общественно-культур. центр им. П. Хузангая в Казани, чуваш. национально-культур. центры в городах Тетюши и Бавлы, в Аксубаев. р-не, националь-но-культур. община в г. Набережные Челны, общественно-культур. центр в г. Нижнекамск и др. обществен. организации. Работают музеи И.Я. Яковлева, И.Н. Юркина, П.П. Хузангая и ряд краеведческих, фольклор. коллективы, народ. театры (Нижнекамский и др.). Стало традицией проведение чуваш. Акатуя в городах и район. центрах. Регулярно организовываются фольклор. фестивали в Нижнекамске и Нурлате.
Из Ч.Т. вышли извест. деятели образования, науки и культуры, литературы И.Я. Яковлев, Н.М. Охотников, И.Н. Юркин, Н.И. Шелеби, П.П. Хузангай, А.А. Трофимов, Д.П. Петров (Юман), И.С. Максимов-Кошкинский и др.
Автор: Г.Б. Матвеев, Е.А. Ягафова.
Лит.: Тимофеев Г.Т. Тăхăрьял. Ш., 2002; Трофимов А.А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Чуваши Татарстана: книга-альбом. Ч., 2006; Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Ч., 2005.