ЧУВАШИ ОРЕНБУРГСКИЕ – чуваши, проживающие в Оренбург. обл. Численность 17,2 тыс. чел. (2002), в т.ч. горожан 6,3 тыс. чел. (36,6%). Расселены в север., северо-восточ. и северо-запад. частях области: в Абдулин. (2,4 тыс. чел.), Грачёв. (1,1 тыс.), Курманаев. (842), Тоцком (790), Сорочин. (758), Матвеев. (513), Бугуруслан. (506 чел.) р-нах, в городах Оренбург (1498 чел.), Орск (1223), Абдулино (823), Новотроицк (746), Бузулук (578), Бугуруслан (552 чел.) и др. Наиболее известными сёлами, основанными преимущественно чувашами, являются Пронькино (1133 чел.), Артемьевка (769), Верхнеигнашкино (687), Нижний Курмей (467), Исайкино (418), Самаркино (403), Николькино (383 чел.).
Формирование группы Ч.о. происходило в 18–19 вв. Сюда переселялись чуваши из Закамья, Самар. Заволжья и др. районов. Миграция в Оренбуржье чуваш. крестьян, имевшая вольный характер, регулировалась государством. Часть чуваш. колонистов вошла в состав урал. казачества. Волна перемещений в Оренбуржье наблюдалась и в кон. 19 в., что было обусловлено строительством Самарско-Оренбург. ж. д. Основными территориями расселения чувашей в 18–19 вв. были Бугуруслан. и Бузулук. уезды.
Ч.о. живут в 39 селениях, в 12 из них преобладают; в национально-смешанных их этническими соседями являются русские, татары, мордва. Часть чувашей владеют тремя языками – чуваш., рус., мордовским (или татарским). Из-за малочисленности и невысокой плотности расселения Ч.о. обрусевают. Преподавание чуваш. языка в школах прекращено в 1950–60-х гг., в кон. 20 – нач. 21 вв. возобновлено в Артемьев. и Исайкин. школах Абдулинского, Самаркин. школе Асекеевского и Верхнеигнашкин. школе Грачёвского р-нов.
В культуре сохраняются общечуваш. элементы, к-рые выражены в интерьере жилища, национал. одежде, пище, семейном быту, праздниках и обрядах. Основной тип дома – пятистенок под четырёхскатной крышей. Декоратив. оформление домов с помощью резьбы, фигурной кладки развивается с 1980-х гг. Празднич. национал. одежда состоит из традицион. платья, головных уборов хушпу и тухъя, нашейных и нагрудных украшений. Отдельные обычаи сохранились в свадеб. ритуале, поминал. и календар. обрядности. До 1960–70-х гг. функционировали обряды сурхури, сĕрен, вăйă и др. Традицион. культура выражается в музыкально-фольклор. слое, бытуют песни разных жанров (свадеб. и др.). Народ. декоративно-прикладное искусство представлено в зодчестве, вышивке, шитье бисером и ковроткачестве. Сложные этнич. процессы среди Ч.о. находят отражение в национал. самосознании и этноконфессионал. ситуации. В с. Артемьевка Абдулин. р-на часть жителей, в нач. 20 в. обращённая в ислам, обладает двойственным татаро-чуваш. самосознанием.
Функционируют Оренбург. регионал. чуваш. национально-культур. автономия, Оренбург. город. чуваш. национально-культур. организация «Шурăмпуç», Оренбург. город. обществен. организация «Малалла»; в областном культур. комплексе – чуваш. подворье с этнографич. музеем. Работают ок. 10 чуваш. творческих коллективов в Абдулин., Грачёв., Курманаев., Сорочин. р-нах. Проводятся Дни чувашкой культуры и др. мероприятия. В 1990–2000-х гг. изданы сборник о Ч.о., книги чуваш. писателей. Выходцем из Ч.о. был В.З. Иванов-Паймен.
Автор: Г.Б. Матвеев, В.П. Иванов.
Лит.: Жакмон А. Чуваши в Оренбургской губернии // Московские ведомости. 1890. №45, 70; Чуваши в Оренбургской области. Оренбург, 1998; Иванов В.П., Михайлов Ю.Т. Чувашское население Оренбургского края: формирование этнотерриториальной группы, этнокультура, динамика численности // Чувашский гуманитарный вестник. 2007–2008. №3.