Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЧУВАШИ САМАРСКИЕчуваши, проживающие в Самар. обл. Численность 46,2 тыс. чел. (2021), в т.ч. горожан 14,7 тыс. чел. (31,7%). Расселены в 14 районах области, компактно сосредоточены в север. и северо-восточ. частях на территории Кошкин. (3,8 тыс. чел.), Челно-Вершин. (3,0 тыс.), Шенталин. (3,7 тыс.), Клявлин. (3,2 тыс.), Исаклин. (3,4 тыс.), Похвистнев. (3,8 тыс. чел.) р-нов, в к-рых доля чувашей составляет от 15 до 30%. В Сергиев., Борском, Шигон. и др. районах проживают в отдельных селениях. В Самаре чувашей 4,8 тыс. чел., в Тольятти – 4,6 тыс., в Похвистневе – 1,7 тыс., в Новокуйбышевске – 0,5 тыс., в Сызрани – 0,5 тыс. чел.

Чуваши переселялись на плодородные земли бассейнов рек Большой Черемшан, Кондурча, Сок и Кинель с кон. 17 в., образование селений с их участием продолжалось до сер. 19 в. Заселение Самар. региона, как и др. территорий дикого поля, стало возможно после возведения укреплённых постов для защиты от набегов кочевников. Мигранты, среди к-рых преобладали беглые крестьяне, переселялись из Курмыш., Ядрин., Чебоксар., Цивил., Свияж., Казан., Симбир. уездов по причине малоземелья, тяжёлых повинностей, гнёта и произвола властей, насильствен. обращения в христианство, преследований за участие в крестьян. войнах. В 18 – нач. 20 вв. селения Ч.с. были в составе Самар., Бугульмин., Бугуруслан., Бузулук. уездов Симбир. и Оренбург. (с 1851 Самар.) губерний и Чистопол. у. Казан. губ. Численность: в сер. 18 в. – 16,6 тыс. чел., нач. 19 в. – ок. 40 тыс.; сер. 19 в. – 53,7 тыс.; нач. 20 в. – 100 тыс.; 1939 – 92 тыс.; 1959 – 101,6 тыс.; 1970 – 113,8 тыс.; 1989 – 117,9 тыс. чел. В нач. 21 в. насчитывается 224 селения с чуваш. населением, из них 116 мононациональные. Среди наиболее крупных: Большое Микушкино, Борискино-Игар, Девле­зеркино, Рысайкино, Среднее Аверкино, Старое Максим­кино. В смешанных селениях живут также русские, мордва, казахи, татары, башкиры.

По историко-культурным и языковым данным чуваши правобережных Ставропол., Шигон. и Сызран., а также Волж. р-нов образуют самаролукскую подгруппу чувашей приволжской группы (см. Чуваши Самарской Луки); северных Кошкин., Челно-Вершин., Шенталин. р-нов – закамскую группу (чуваши закамской группы); северо-восточ. Клявлин., Исаклин., Сергиев. и Похвистнев. р-нов – заволж. группу (чуваши заволжской группы); чуваши Борского р-на входят в состав чувашей бузулукской группы. Заволж. и закам. от­носятся к низовой диалектной зоне, самаролукские и борские – к смешанной верхово-средненизовой. Чуваш. язык считают родным примерно 2/3 чувашей. В 1990-х гг. во многих школах восстановлено прерванное в нач. 1960-х гг. изучение родного языка. В культуре и быту Ч.с., особенно в обрядах, обычаях, фольклоре, народ. искусстве, материал. культуре, сохраняются традицион. черты, почти повсеместно относительно устойчивы музыкально-обрядовые комплексы вăйă, уяв, сĕрен. Музыкально-художествен. самодеятельность развивается глав. обр. на местном фольклор. материале. Работает чуваш. народный театр «Стюхаль» в с. Стюхино. К этнич. культуре стремятся приобщиться и чуваши-горожане.

Народ. искусство, за исключением вы­шивки и керамики, развивается в традицион. формах; это прежде всего шитьё бисером, ткачество, резьба по дереву. Национал. одежда, уже не являющаяся повседневной, функционирует как костюм участников массовых народ. праздников и фольклор. групп. Хранятся старин. образцы костюма, по ним воссоздаются нашейные и нагрудные украшения, тухъя, хушпу. В архитектуре и планировке усадьбы исторически бытовали характерные для южнорус. полосы признаки: расположение домов вдоль дороги со входом с улицы, четырёхскатная крыша, обмазка глиной и побелка стен дома и др. строений. Для внутрен. планировки дома были характерны преимущественно чуваш. традиции (печь с котлом, нары, утварь). Со 2-й пол. 20 в. в технике строительства и планировке наблюдаются изменения. Старые типы жилища изба+сени (иногда с клетью) вытеснены, исчезли саманные и глинобитные дома, основными типами жилища являются деревян. (пятистенок) и кирпич. дома.

Этноконфессионал. общности Ч.с. представлены группами православных, некрещёных чувашей, мусульман, приверженцами неортодоксальных течений христианства (баптизма, старообрядчества и др.). На территории Самар. обл. в 6 селениях (Старое Афонькино, Старое Урметьево, Ерандаево и др.) остались приверженцы традицион. верований, у них бытуют обряды картиш пăт­ти, чÿклеме, юпа, сĕрен, çумăр чÿкĕ, в с. Старое Афонькино также учук. Традицион. чуваш. имена вытеснены в 1950–60-х гг., остались среди некрещёных стар. поколения и в фамилиях, в т.ч. и крещёных. В языке Ч.с. сохранились диалект. формы.

В кон. 19 – нач. 20 вв. в Самар. губ. открывались школы с преподаванием на чуваш. языке, переводилась на чуваш. язык литература, проводились съезды миссионеров. В 1920-х гг. в Самаре образован клуб национал. меньшинств, где наряду с 7 национал. секциями актив-но действовала чувашская; работала чуваш. военно-политич. школа с более 100 курсантами – юношами и девушками из чуваш. сёл губернии. В декабре 1922 в Самаре открыта чуваш. школа-интернат 2-й ступени для детей-сирот, к-рую окончили ставшие известными деятелями чуваш. литературы В.З. Иванов-Паймен, Ф.Е. Уяр, С.А. Шавлы, В.В. Бараев и др.

В Самар. обл. действуют национально-культур. обществен. объединения (с 1992), област. чуваш. культурно-просветительское общество «Пехиль», Толь­яттин. город. (с 2002), Самар. област. (с 2008) и город. (с 2008) национально-культур. автономии. Издаётся област. чуваш. газета «Самар ен».

Автор: Е.А. Ягафова, Г.Б. Матвеев.
Лит.: Ягафова Е.А. Самарские чуваши. Самара, 1998; Она же. Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI вв. Самара, 2007.
Иллюстрации
Расселение чувашей в Самарской области.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство