РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – совокупность правил речевого поведения, речевых разрешений и запретов, связанных с возрастными и социальными признаками говорящих, обстановкой, стилистическими ресурсами языка, задающими нормы общения; составная часть этикета традиционного.
Р.э. чуваш. выступает регулирующим фактором в следующих ситуациях: обращение и привлечение внимания; приветствие; знакомство; приглашение; просьба; совет и предложение; согласие или отказ в ответ на просьбу; согласие/несогласие с мнением собеседника; извинение; жалоба; утешение, сочувствие, соболезнование; комплимент, одобрение; упрёк, неодобрение; поздравление; пожелание; благодарность; проклятие; прощание; запрет, табу; тосты, застол. речи, здравицы.
Истоки Р.э. восходят к древнейшим временам, когда слову придавалось ритуал., магич. значение. Речевая деятельность воспринималась как сила, способная оказать непосредствен. воздействие на людей, животных и окружающий мир, регламентация в использовании слова была связана со стремлением вызвать те или иные события или избежать их. Со временем первоначал. назначение правил могло забыться, успев вызвать к жизни определён. языковые явления; так, из-за стремления ввести в заблуждение нечистую силу возбранялось хвалить, говорить комплименты при обращении к детям, появились формулы типа «Сăнсăркка!» (букв. некрасивый, безобразный); запрет называть человека по его имени привёл к образованию в чуваш. языке системы, состоящей из более 60 терминов родства и свойства. Наиболее древние черты сохранились в речевых нормах приветствия и прощания. Классич. форма приветствия – беседа, состоящая из ряда вопросов-ответов и встречных вопросов и ответов. Композицион. структура традицион. приветствия строится в порядке ступенчатого сужения образов (по нисходящей схеме): макрокосм (погода, растител. мир, живот. мир) > мезокосм (общество: род, односельчане, родственники) > микрокосм (индивид, его домочадцы). Такое приветствие, составленное по собирател. схеме, выражает доброжелател. отношение к собеседнику, другое же, созданное по разбросан. схеме, может расцениваться как нарушение этикета, неуважение к собеседнику. Изредка встречаются восходящие формулы. Нек-рые содержат араб. и персид. (салам, рехмет и др.), монгол. (чипер, илпек и др.), рус. [здрасьте, привет, досвидани(е)], западноевроп. (салют, чао и т.п.) лексемы. Существуют возвышен. формулы вопроса и снижен. формулы ответа с последующим выражением возвышен. формул встреч. вопроса.
Формулы Р.э. нередко произносятся в сопровождении невербальных компонентов [жесты, позы, знаковые телодвижения (улыбка, рукопожатие, поклон, снятие шапки и т.д.)] или заменяются ими.
Автор: А.В. Кузнецов.
Лит.: Кузнецов А.В. Чăвашсен авалтан килекен кĕреке нисепĕ. Ш., 2003; Он же. Речевой этикет народов Волго-Уралья. Ч., 2008.