ПОЭМА (греч. pоima) – в музыке развёрнутое одночастное произведение для оркестра, обычно программное (симфоническая П.), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение либо небольшая пьеса свободной формы повествовательного или лирического содержания. Соединяет в себе черты програм. симфонии и концерт. увертюры, сонатно-симфонич. цикла и сонатного allegro. Объединяющим началом является принцип монотематизма. В соответствии с романтической идеей синтеза искусств разнообразны програм. источники П.: литература, живопись, скульптура, реже философия или история.
Название П. в музыку введено Ф. Листом, к-рый применил его к оркестровому произведению «Тассо» (1854). Впоследствии все одночаст. програм. симфонич. сочинения композитор стал называть симфонич. П. Широкое развитие получила в западноевроп. музыке 19 в. Рус. композиторы сочинениям типа П. часто давали др. названия: увертюра-фантазия, увертюра, симфонич. баллада, картина, легенда (М.А. Балакирев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин).
В чуваш. музыке П. появилась в 1950-е гг. Первые лирико-жанровые партитуры – «В родном краю» Т.И. Фандеева (1952) и «Леший» (по сказке М.Ф. Фёдорова) М.А. Алексеева (1956). Глубокое проникновение в фольклор свойственно П. «Песни предков» А.В. Асламаса для гобоя с камер. оркестром (1968). В симфонич. П. «Сельские эскизы» М.А. Алексеева (1969) традицион. лирика и сказочность сочетаются с эксцентричностью, юмором, стихией ритма и изобретател. композитор. техникой. Драматич. трактовку жанра даёт в П. «Айдар» Ф.С. Васильев, написанной по мотивам одноимён. пьесы П.Н. Осипова (1970). П. «Сказ о подвиге народном» А.А. Петрова (1986), «Сказание о Суварах» А.Н. Никитина (1994), «От земли до звёзд» (Памяти матери) Л.А. Новосёловой (1987) определяют основные направления развития чуваш. симфонич. музыки последнего десятилетия 20 в. – эпико-лирическое и психолого-драматическое. П.-токката А.Н. Никитина отражает энергию ритма современ. жизни, а «Музыкальное приношение Юрию Васильеву» А.Г. Васильева (1996) представляет интеллектуал. тип П., обращённой к раскрытию высших духовно-нравствен. ценностей.
В чуваш. музыке получает развитие и хоровая П. Чувство любви к родному народу и родине звучит в «Эпир вилмен» (Мы живы) (стихи В.А. Урдаша) М.А. Алексеева (1981) и «Симфонии Московского Кремля» (стихи В.И. Фирсова) В.А. Ходяшева (1992). А.Г. Васильев, автор П. «Тухья мерченĕ тăкăнчĕ» (Осыпались с тухъи кораллы) для солиста и хора (1981), в П. «Эсĕ çук та – юррăм та савăк мар» (Без тебя песнь моя печальна), написанной на стихи П.Е. Эйзина (1997), создаёт новую разновидность жанра, синтезирующего одночастность со свойствами камер. вокал. цикла. В ряду камер. П. проникновенностью и экспрессией выделяется П. «Плач матери» для меццо-сопрано и тенора, флейты, валторны, виолончели, фортепиано и ударных Н.Н. Казакова (стихи Р.В. Сарби).
Автор: С.И. Макарова.