Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОЭМА (греч. pоima) – в музыке развёрнутое одночастное произведение для оркестра, обычно программное (симфоническая П.), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение либо небольшая пьеса свободной формы повествовательного или лирического содержания. Соединяет в себе черты програм. симфонии и концерт. увертюры, сонатно-симфонич. цикла и сонатного allegro. Объединяющим началом является принцип монотематизма. В соответствии с романтической идеей синтеза искусств разнообразны програм. источники П.: литература, живопись, скульптура, реже философия или история.

Название П. в музыку введено Ф. Листом, к-рый применил его к оркестровому произведению «Тассо» (1854). Впоследствии все одночаст. програм. симфонич. сочинения композитор стал называть симфонич. П. Широкое раз­витие получила в западноевроп. музыке 19 в. Рус. композиторы сочинениям типа П. часто давали др. на­звания: увертюра-фантазия, увертюра, симфонич. баллада, картина, легенда (М.А. Балакирев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин).

В чуваш. музыке П. появилась в 1950-е гг. Первые лирико-жанровые партитуры – «В родном краю» Т.И. Фандеева (1952) и «Леший» (по сказке М.Ф. Фёдорова) М.А. Алексеева (1956). Глубокое проникновение в фольклор свойственно П. «Песни предков» А.В. Асламаса для гобоя с камер. оркестром (1968). В симфонич. П. «Сельские эс­кизы» М.А. Алексеева (1969) традицион. лирика и сказочность сочетаются с эксцентричностью, юмором, стихией ритма и изобретател. композитор. техникой. Драматич. трактовку жанра даёт в П. «Айдар» Ф.С. Васильев, напи­санной по мотивам одноимён. пьесы П.Н. Осипова (1970). П. «Сказ о подвиге народном» А.А. Петрова (1986), «Сказание о Суварах» А.Н. Никитина (1994), «От земли до звёзд» (Памяти матери) Л.А. Новосёловой (1987) определяют основные направления развития чуваш. симфонич. музыки последнего десятилетия 20 в. – эпико-лирическое и психолого-драматическое. П.-токката А.Н. Никитина отражает энергию ритма современ. жизни, а «Музыкальное приношение Юрию Васильеву» А.Г. Васильева (1996) представляет интеллектуал. тип П., обращённой к раскрытию высших духовно-нравствен. ценностей.

В чуваш. музыке получает развитие и хоровая П. Чувство любви к родному народу и родине звучит в «Эпир вилмен» (Мы живы) (стихи В.А. Урдаша) М.А. Алексеева (1981) и «Симфонии Московского Кремля» (стихи В.И. Фирсова) В.А. Ходяшева (1992). А.Г. Васильев, автор П. «Тухья мерченĕ тăкăнчĕ» (Осыпались с тухъи кораллы) для солиста и хора (1981), в П. «Эсĕ çук та – юр­рăм та савăк мар» (Без тебя песнь моя печальна), написанной на стихи П.Е. Эйзина (1997), создаёт новую разновидность жанра, синтезирующего одночаст­ность со свойствами камер. вокал. цикла. В ряду камер. П. проникновенно­стью и экспрессией выделяется П. «Плач матери» для меццо-сопрано и тенора, флейты, валторны, виолончели, фортепиано и ударных Н.Н. Казакова (стихи Р.В. Сарби).

Автор: С.И. Макарова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство