САТИРА (лат. satira от satura – букв. смесь, мешанина) – вид комического, как условная форма художественного содержания охватывает многие виды искусства. В литературе к сатирич. жанрам относятся частушка, комедия, эпиграмма, пародия; в публицистике – памфлет, фельетон; в изобразител. искусстве – карикатура, шарж и т.п. Со своеобраз. художествен. отражением реальной действительности и качеством смеха С. рассматривается как обличение и осмеяние негатив. явлений, присущих различ. социал. группам, бытовых пороков отдельных лиц и т.п. В ней отражается творч. видение и мироощущение художника слова, запечатлеваются приметы времени со своим объектом воспроизведения, пафосом отрицания, богатством художественно-изобразител. средств. С. свойственно обращение к таким выразител. средствам, как гротеск, литота, ирония, инвектива, аллегория. Художествен. образы чаще всего неперсонифицированы, человеческие недостатки и обществен. пороки имеют обобщён. характер.
Чуваш. С. вобрала в себя элементы национал. фольклор. традиции, опыты рус. и мировой литературы. В произведениях чуваш. уст. народ. творчества объектами С. становились церковнослужители, богачи, купцы, высмеивалась глупость, жадность, лень, пьянство и др. пороки. Отрицател. персонажи оказываются одураченными, высмеянными, наказанными; положительные вызывают симпатию, в них чаще всего выражаются национал. идеал и характер. Излюблен. приёмами сатирич. произведений чуваш. фольклора являются остроум. намёки, скрытая ирония.
Огромна роль С. в развитии чуваш. публицистики. В нач. 20 в. газета «Хыпар» (1906), журнал «Капкăн» (1925) открыли широкие возможности для развития сатирич. жанров. В совет. период объектами обличения и осмеяния являлись бюрократы, нерадивые хозяйственники, пьяницы, а также вопросы международ. жизни.
В формирование чуваш. литературы со своей нравоучител. иронией и социал. С. большой вклад внёс в сер. 19 в. С.М. Михайлов (Яндуш). Сатирически-юмористич. тенденции прослеживаются в поэзии М.Ф. Фёдорова, С.С. Сорокина (Тăваньялсем), Г.Ф. Филиппова, П.И. Орлова, М.П. Арзамасова, Я. Турхана, Х. Турхана и др. Литература рубежа 19 и 20 вв. характеризуется разнообразием смеховых красок, применявшихся для изображения комич. обстоятельств, расширением тематики, формированием сатирич. жанровых образований (сатирич. стихотворение, басня, рассказ, драма и т.п.), всё ярче начинают проявляться автор. оценки в виде прямого сатирич. обличения и сатирич. иносказания.
Успехи чуваш. С. 20 в. связаны с именами Н.И. Шелеби, И.Е. Тхти, С.А. Шавлы, Т.И. Иванова (Таçук), М.Н. Юхмы, И.И. Мучи, С.Ф. Хуммы, Л.Я. Агакова, А.А. Галкина, Ю.П. Терентьева, М.Ф. Акимова (Аруй), В.Т. Ржанова, Н.Т. Терентьева, Н.И. Сидорова и др. С. неразделимо связана с комизмом, критической эмоцией, что позволяет достичь высокой художественности. Многие сатирико-юмористич. произведения имеют сказовое повествование. Герой-рассказчик часто весельчак и насмешник (Пудеш Падян М.Н. Юхмы, Иван Черпаков Л.Я. Агакова и др.).
Автор: П.Н. Метин.