Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

САТИРА (лат. satira от satura – букв. смесь, мешанина) – вид комического, как условная форма художественного содержания охватывает многие виды искусства. В литературе к сатирич. жанрам относятся частушка, комедия, эпиграмма, пародия; в публицистике – памфлет, фелье­тон; в изобразител. искусстве – карикатура, шарж и т.п. Со своеобраз. художествен. отражением реальной действительности и качеством смеха С. рассматривается как обличение и осмеяние негатив. явлений, присущих различ. социал. группам, бытовых пороков отдельных лиц и т.п. В ней отражается творч. видение и мироощущение художника слова, запечатлеваются приметы вре­мени со своим объектом воспроизведения, пафосом отрицания, богатством художественно-изобразител. средств. С. свойственно обращение к таким выразител. средствам, как гротеск, литота, ирония, инвектива, аллегория. Художествен. образы чаще всего неперсонифицированы, человеческие недостатки и обществен. пороки имеют обобщён. характер.

Чуваш. С. вобрала в себя элементы национал. фольклор. традиции, опыты рус. и мировой литературы. В произведениях чуваш. уст. народ. творчества объектами С. становились церковнослужители, богачи, купцы, высмеивалась глупость, жадность, лень, пьянство и др. пороки. Отрицател. персонажи оказываются одураченными, высмеянными, наказанными; положительные вызывают симпатию, в них чаще всего выражаются национал. идеал и характер. Излюблен. приёмами сатирич. произведений чуваш. фольклора являются остроум. намёки, скрытая ирония.

Огромна роль С. в развитии чуваш. публицистики. В нач. 20 в. газета «Хыпар» (1906), журнал «Капкăн» (1925) открыли широкие возможности для развития сатирич. жанров. В совет. период объектами обличения и осмеяния являлись бюрократы, нерадивые хозяйственники, пьяницы, а также вопросы международ. жизни.

В формирование чуваш. литературы со своей нравоучител. иронией и социал. С. большой вклад внёс в сер. 19 в. С.М. Михайлов (Яндуш). Сатирически-юмористич. тенденции прослеживаются в поэзии М.Ф. Фёдорова, С.С. Сорокина (Тăваньялсем), Г.Ф. Филиппова, П.И. Орлова, М.П. Арзамасова, Я. Турхана, Х. Турхана и др. Литература рубежа 19 и 20 вв. характеризуется разнообразием смеховых красок, применявшихся для изображения комич. обстоятельств, расширением тематики, формированием сатирич. жанровых образований (сатирич. стихотворение, басня, рассказ, драма и т.п.), всё ярче на­чинают проявляться автор. оценки в виде прямого сатирич. обличения и сатирич. иносказания.

Успехи чуваш. С. 20 в. связаны с именами Н.И. Шелеби, И.Е. Тхти, С.А. Шавлы, Т.И. Иванова (Таçук), М.Н. Юхмы, И.И. Мучи, С.Ф. Хуммы, Л.Я. Агакова, А.А. Галкина, Ю.П. Терентьева, М.Ф. Акимова (Аруй), В.Т. Ржанова, Н.Т. Теренть­ева, Н.И. Сидорова и др. С. неразделимо связана с комизмом, критической эмоцией, что позволяет достичь высокой художественности. Многие сати­рико-юмористич. произведения имеют сказовое повествование. Герой-рассказчик часто весельчак и насмешник (Пудеш Падян М.Н. Юхмы, Иван Черпаков Л.Я. Агакова и др.).

Автор: П.Н. Метин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство