ХĂЙМАТЛĂХ - [хъйматлъх] – супружеская пара, выбранная из круга дальних родственников или близких друзей семьи, как правило жениха, для выполнения определённых функций в обрядах, связанных с браком, и в последующей жизни. Роли Х. ашшĕ (букв. отец-Х.) и Х. амăшĕ (мать-Х.), в отличие от посажёных отца и мать на рус. традицион. свадьбе, не ограничивались брачной церемонией. Обычай Х. больше известен верховым чувашам, у к-рых Х. ашшĕ является наиболее значимым персонажем свадьбы, и почти не обозначен у средненизовых и низовых (в отдел. подгруппах низовых встречается термин аталăх), но был существенным явлением для свадеб чувашей быв. Буин. и Симбир. уездов, а также для ряда этнотерриториал. групп Урало-Поволжья. Х. играли роль посредника между родствен. группами жениха и невесты. Они сопровождали невесту из родител. дома до дома жениха, в нек-рых местах участвовали в переодевании невесты в жен. наряд (смена головного убора – обряд сурпан сырни). Х. ашшĕ выполнял также охранител. функции в отношении жениха, к-рые он разделял вместе со старшим дружкой и главой свадеб. поезда. В современ. свадьбе верховых чувашей Х. участвуют в разных обрядах в зависимости от локальных традиций: в сватовстве, в выведении молодой из родител. дома и выкупе ворот и т.д. По сведениям, сохранившимся с кон. 19 – нач. 20 вв., можно определить, что функции Х. в брачных церемониях нередко пересекались с функциями евчĕ (сват), туй пуçĕ (глава свадебного поезда), вăй(ă) пуçĕ (вăй кил пуçĕ), старшего дружки и нек-рых др. Это, видимо, объясняется тем, что со временем роль Х. не только сохранялась, но и укреплялась, что в свою очередь связано с их практической ролью в последующей жизни новой семьи. Они опекали молодожёнов, помогали им не только советами, но и материально (в частности, дарили скот). Между супругами и Х. складывались доверительные отношения, как между родителями и детьми. Институт Х. соотносим с аталычеством.
Автор: Г.Б. Матвеев, Е.А. Ягафова.