Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre) – стих, не имеющий традиционного метра и рифмы; отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стихотворные отрезки. Опирается прежде всего на интонационно-синтаксич. однородность стихотвор. строк. В основе древнетюрк. стиха лежит именно такой ритм, наблюдается он и в речевых жанрах чуваш. народного поэтического творчества – в текстах заговоров, молитвословий, саламалика. Ритмическая проза как разновидность С.с. встречается в произведениях чуваш. поэтов нач. 20 в. [И.Н. Юркин, Г.А. Кореньков, Д.П. Петров (Юман)]. В основе такой прозы нахо­дятся не стопы, а слоговые группы и интонационно-синтаксич. повторы. М.К. Сеспель в крым. период творчества начал создавать вольные стихи, в киев. период творчества он писал уже вольным стихом, близким к С.с. [стихотворение «Кĕпер хывăр» (Проложите мост), 1921].

Чуваш. С.с. интенсивней развивался в периоды истории, когда действительность далеко отходила от идеалов общества или от официал. идеологии. В таких условиях пафос победы и всеобщей радости заменялся тревогой и внутрен. переживаниями творца, что способствовало отрицанию традицион. метров и обращению поэта к верлибру. Так было в нач. 1920-х гг. (М.К. Сеспель), в 1960–80-е гг. (творчество Г.Н. Айги, А.В. Аттила, П.Е. Эйзина, И.А. Дмитриева, С. Эрдивана). Обращение поэтов нач. 21 в. к С.с. и неприятие классических метров не мотивировано их внутрен. отрицанием действительности.

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство