Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СЕСПЕЛЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. К образу поэта-реформатора, драматурга, прозаика и государствен. деятеля М.К. Сеспеля обращались многие мастера чуваш. изобразител. искусства – живописцы, графики и скульпторы. Одно из первых живопис. произведений по данной теме – «Портрет Михаила Сеспеля» (1957) П.Г. Кипарисова. В 1978 разработан эскиз многофигур. композиции, посвящён. Сеспелю. Картина под названием «Чувашский поэт Михаил Сеспель организует революционные отряды среди крестьян против Колчака. 1919 год» была завершена художником в 1985. В этом полотне Сеспель воспринимается как национал. герой, поднятый на гребень революцион. борьбы, олицетворяет образ большевика-агитатора, способного «глаголом жечь сердца людей». В 1969 Р.Ф. Фёдоров создал картину «Сеспель» в станковой живописи. В ней запечатлено само Время, отражённое в поэзии Сеспеля. Ему принадлежит ряд полотен, связан. с этой темой: «Земля поэта» (1977), триптих «Жизнь моя, за какими холмами...» (1989), значительно обогатив. чуваш. изобразител. Сеспелиану. Романтизирован. образ Сеспеля предстаёт в картине Н.В. Овчинникова «У моря» (1999), на создание к-рой автора вдохновило стихотворение поэта «Морю». Многолик и многогранен Сеспель в трактовке А.И. Миттова. Им созданы 4 графич. листа «Сеспель в 1917 году», многочислен. рисунки-иллюстрации на тему «Поэт на берегу моря», 4 варианта темперных композиций «Сеспель с товарищем на берегу моря», живопис. работы «Сеспель-поэт» и «Поэт». Эти произведения созданы в 1961–63, 1966, 1968 на основе впечатлений-ассоциаций автора от поэтических творений Сеспеля. В интерпретации художника лирич. образ поэта сменяется образом стойкого революционера – борца за новую жизнь. Раскрывая внутрен. образ Сеспеля, автор показывает его то в гармонии с окру­жающим миром, то полным гнева и боли. Образ поэта-романтика встре­чается и в творчестве мастера ксило­графии М.А. Ильина. Особенно примечателен лист «Сеспель у моря» (1979). Многократно обращался к образу Сеспеля Э.М. Юрьев, он оформил книгу его стихов «Стальная вера», для обложки издания создав выразительный графич. портрет Сеспеля в профиль, по своей объёмно-пластич. трактовке имитирующий барельеф. Динамичный образ поэта предстаёт в ком­позиции листа «Пашня Нового Дня» из тематич. графич. серии «Иллюстрации по мотивам революционной поэзии Михаила Сеспеля» (1971). Художником оформлен также ряд изданий, созданы плакаты-портреты, плакаты-календари, посвящён. юбилеям поэта (1989, 1999). П.В. Сизов в технике линогравюры выполнил многофигур. композицию на историч. тему «Выступление М. Сеспеля на I съезде чуваш­ской секции РКСМ в Казани» (1978). Из произведений художников-графиков выделяется также серия офортов Р.Ф. Фёдорова «По мотивам стихо­тво­рений М. Сеспеля» (1978). Примечательны произведения В.П. Петрова (Праски Витти): графич. цикл «Сеспель» (1979), объём. композиция «Памяти Сеспеля Мишши» (1988) и «Портрет Мишши Сеспеля» (1989), ассоциирующийся с монументал. росписью. Первым из чуваш. скульпторов к образу Михаила Сеспеля обратился И.Ф. Кудрявцев, изваявший в 1952 одухотворён. портрет поэта (гипс). Выразител. скульптур. памятник-бюст Сеспелю (бетон, мрамор) создал А.К. Брындин. Он установлен на родине поэта (1969). Это было новое слово в чуваш. монументал. скульптуре и новый подход к пластич. трактовке образа поэта: Сеспель не трагичен, а озарён Светом Нового Дня. В нём не довлеет пафос революцион. романтики – его налёт едва намечен в открытом лице с широко раскрытыми глазами. Во всём облике Сеспеля видится «чуваш с могучим сердцем, житель новой эры…». Успешно разрабатывал образ Сеспеля А.П. Майраслов. Во весь рост, в длинной шинели красноармейца предстаёт целеустремлён., порывистый и энергич. поэт революцион. эпохи в его композиции «Михаил Сеспель – основоположник чувашской советской поэзии» (1982, гипс тонированный, 1985, дерево). Такое же эмоционально-психологич. состояние поэта передано скульптором и в портрете-бюсте «Михаил Сеспель» (1982, гипс). Многогранен образ Сеспеля в памятнике (бронза, гранит), установленном в Чебоксарах (1988). «Распахнутый» встречным ветрам революцион. перемен поэт словно читает стихи, обращаясь к слушателям-потомкам. Аналогичное прочтение образа видится и в бронзовой станковой композиции в рост «Михаил Сеспель», созданной С.Н. Кадикиным в соавторстве с моск. скульптором П.П. Чусовитиным (1984). В разных видах искусства к данной теме обращались также художники К.В. Влади­миров, И.Л. Андреев, А.Н. Алимасов, Ю.И. Ксенофонтов, О.И. Филиппов и др. В 1990-е гг. Н.М. Балтаевым выполнены графич. портреты, в 2002 – медаль «Сеспель». Из произведений, создан. за пределами Чувашии, заслуживают внимания работы художника-чуваша П.Н. Чичканова (г. Киев), скульптора Э.М. Агаяна (Ленинград), скульптора Н. Олейника, чей памятник Михаилу Сеспелю установлен в г. Остёр (Украина).

Автор: Ю.В. Викторов.
Иллюстрации
Р.Ф. Фёдоров. «Сеспель». 1969.
Памятник М. Сеспелю. Скульптор А.К. Брындин. 1969. д. Сеспель. Канашский район.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство