ТОРГОВЛЯ ЯЙЦАМИ И МЯСОМ ПТИЦЫ – вид торговли, динамично развивавшийся на территории совре-мен. Чувашии в кон. 19 – нач. 20 вв. Традиционно продукция птицеводства (яйца, мясо, пух, перо) поступала отсюда на внутрен. рынок (Казань, Нижний Новгород, С.-Петербург, Москва), с 1880-х гг. также на экспорт (Англия, Германия, Франция и др. страны). В пореформен. период объёмы вывоза яиц постоянно росли и достигли пика к 1913 (ок. 100 млн шт.). Центрами заготовки яиц были волж. пристани (Шешкарская, Ильинская, Чебоксарская и др.), с 1890-х гг. все станции Московско-Казан. ж.д., откуда яйца и битая птица напрямую и через г. Рыбинск отправлялись в порты городов С.-Петербург, Виндава, Рига. С Козловской пристани мест. и иногородние купцы ежегодно отправляли десятки миллионов яиц, закупленных в окрестных уездах и др. регионах. В 1913 из Чувашии вывезено 600 вагонов яиц. На станцию Урмары приходилось 35% объёма, Шихраны – 31,7%, Ибреси – 6,5%, Алатырь – 5%, приволж. пристани – 21,8%.
Продажа яиц и молодняка птицы приносила чуваш. крестьянам стабильный доход (2–3 руб. – 3–5% годового бюджета средней семьи). В 1910-х гг. в чуваш. уездах Казан. губ. крестьяне продавали 50–80% поголовья домаш. птицы. Заготовител. сезон продолжался с апреля до середины сентября. Посредниками между фирмами и населением выступали сборщики из зажиточ. крестьян: пешие («корзинщики»), собиравшие яйца в ручные корзины, и конные, закупавшие партии яиц «на воз» (телегу). Первые обходили крестьян. подворья, покупая или выменивая яйца на различ. товары. Затем на сел. базарах продавали свой товар более крупным торговцам, к-рые сдавали его в яичные склады, расположенные в транспорт. центрах. В нач. 20 в. этим промыслом на территории Чувашии были заняты сотни крестьян, в среднем более 20 чел. на волость. Крупные фирмы сочетали яичный бизнес с торговлей мясом, с середины сентября по ноябрь закупали у населения домаш. птицу для последующего откорма и забоя. Мороженые тушки отгружали в С.-Петербург для внутрен. рынка, или в Ригу для отправки за границу на специал. пароходах-ледниках (гуси весом 3,2–4,5 кг поступали на английский рынок, свыше 4,5 кг – на германский).
Рынок контролировали крупные фирмы, ориентированные на экспорт, в основном иностранные. На месте они вербовали комиссионеров, работавших на условиях вознаграждения с единицы товара, закупленного для фирмы. Для стимулирования рынка коммерсанты практиковали выдачу крестьянам целевых кредитов и премий за товар высокого качества. Располагая значител. финансовыми ресурсами и хорошей производствен. базой, крупные фирмы вытесняли конкурентов, расширяя сеть своих филиалов. Монопол. положение позволяло им диктовать закупоч. цены, извлекая сверхприбыль. На территории Чувашии действовали немецкие и английские коммерсанты: братья Зейферт, Ф.И. Баум, И.А. Гольштауб, Ц.Ф. Ревер, И.-Г.Я. Беккер, Т.Т. Робинзон, Т. Фурнесс и др. Их фирмы имели головные конторы в портовых городах, филиалы и сеть приёмных пунктов (складов) в регионах России. Высокая культура производства и передовые заготовител. технологии гарантировали им высокое качество товара и минимал. сроки его доставки в Европу (в течение 3 недель). Конкуренцию иностранцам составляли В.И. Гильван (С.-Петербург), Н.П. Курбатов (г. Цивильск), Н.С. Корытников (г. Козьмодемьянск), чуваш. торговцы Селивановы (д. Чешлама Чебоксар. у.) и др. Представители рода последних в 1880–90-х гг. закупали яйца самостоятельно и для иностран. купцов, в нач. 20 в. основали фирмы в Казани и стали продавать яйца за границу. П.Д. Селиванов, единствен. из купцов Казан. губ., торговавших этим товаром, открыл собствен. контору в Лондоне. Крупными торговцами из чувашей являлись также Н.В. Осипов (Казань), Корнилов (Козьмодемьянск), Н.Я. Абалымов (д. Оженары Цивил. у.), Е.С. Байталов (с. Аттиково Чебоксар. у.) и др. Братья Зейферты и В.И. Гильван построили в пос. Урмары самые большие в Казан. губ. промышлен. холодильники, обеспечив себе серьёзное преимущество перед конкурентами. Благодаря их деятельности к 1910-м гг. в волостях Цивил. у., прилегающих к желез. дороге, началось разведение домаш. птицы в промышлен. целях.
Сильный удар по торговле продукцией птицеводства нанесла Первая мировая война: в связи с прекращением связей с Европой резко упали закупоч. цены и объёмы заготовок. Рынок начал восстанавливаться к 1915 благодаря росту цен на продукты питания в промышлен. центрах. В годы Гражданской войны и голода 1921 торговля этими продуктами находилась в кризисе. С началом новой экономической политики к заготовке яиц и битой птицы обратились государствен. и кооператив. организации («Аркос», «Продэкспорт», «Чувашпроизводсоюз» и др.), использовавшие методы работы, кадровый потенциал и технич. базу отрасли, созданные до революции. В 1924/25 хозяйствен. году в Чувашии заготовлено 59,3% яиц по сравнению с 1913, из них 67,4% вывезено за границу. В 1926 лидерами по заготовке яиц были станции Урмары и Шихраны (соответственно 33,6% и 29,5%). В 1925 в Чувашии заготовлено 40% гусей и уток от уровня 1913. Со свёртыванием нэпа прекратились заготовка и вывоз яиц и мяса птицы за границу.
Автор: Ю.В. Гусаров.
Лит.: Гусаров Ю. В. Иностранное предпринимательство в Чувашском крае в конце XIX – начале XX вв. (О деятельности некоторых яичных торговцев) // Мир предпринимательства Поволжья в исторической ретроспективе. Ч., 2002.