ТРАГИКОМЕДИЯ – драматургический жанр, совмещающий признаки как трагедии, так и комедии. В основе современ. чуваш. Т. – трагичность бытия личности. В отличие от трагедии она нацелена на сатирич. изображение социал. жизни. В произведении «Ухатер» (Ухадер, 1919) Г.В. Тал-Мрза высмеял человеч. жадность и наивность. В Т. «Çылăх» (Грех, 1978) и «Пушар лаши» (Пожарная лошадь, 1985) Н.Т. Терентьев поднял проблемы совести и нравствен. очищения человека, в них представлены острая социально-психологическая конфликтность в сочетании с юмором и горькими размышлениями о судьбе человека и родного народа. Как правило, в Т. этого драматурга наметившаяся катастрофа предотвращается и наступает счастливый финал, что продиктовано, очевидно, романтическим пафосом его произведений. Т. Н.И. Сидорова «Вĕçкĕн Ваççан çиччĕмĕш арăмĕ» (Седьмая жена легкомысленного Васи, 1999), «Гражданла брак» (Гражданский брак), «Вун саккăрта çунать чĕре» (Как молоды мы были) представляют собой так наз. комедии с несчастливым концом. Его персонажи, подобно чехов. героям, действуют равнодушно или легкомысленно, не осмысливая трагедийность ситуации, что в конеч. итоге приводит к катастрофе. Трагикомический эффект в назван. произведениях основан на несоответствии героя и ситуации (чаще трагич. ситуация – комический герой). Но комический персонаж предстаёт таковым вследствие своего иронического взгляда на мир.
Автор: Е.Р. Афанасьева.