Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЧУВАШИ СИБИРСКИЕ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. В регионах Сибири и Дальнего Востока в 1989 проживало 145,2 тыс. чел., в 2002 – 102,7 тыс. чел., в т.ч. в Запад. Сибири – 63,3 тыс., Восточ. Сибири – 29,7 тыс., на Дальнем Востоке – 9,7 тыс. чел. Чуваш. население представлено в основном в Тюмен. обл. (30,2 тыс. чел.), в т.ч. в Ханты-Мансийском (15,3 тыс.) и Ямало-Ненец. (3,7 тыс.) автоном. округах, в Кемеров. обл. (15,5 тыс.) и Краснояр. крае (16,9 тыс.), а также в Иркут. (7,3 тыс.), Томской (5,9 тыс.), Омской (4,2 тыс.), Новосибир. (4,1 тыс.) областях, Алтайском (3,4 тыс.), Примор. (3,3 тыс.) и Хабаров. (2,2 тыс.) краях, Респ. Хакасия (2,5 тыс. чел.) и др. регионах.

Сведения о чувашах в Сибирском ханстве известны с периода правления династии Тайбугидов. С 16 в. известны такие географич. названия, как Чуваш. гора (ныне в черте г. Тобольск), Чуваш. городок, Чувашский мыс. Чуваш. переселенцы упоминаются в Тобол. у. в документах 17 в. В архивных материалах 18 в. встречаются данные о поездке чуваш. торговцев в Зауралье, о том, что в Тюмен. у. чуваши имели пашен. земли.

Массовая миграция чувашей в Сибирь (в основном по причине малоземелья) началась в кон. 19 в. На данный процесс оказали влияние переселенческое движение в 1892–1904, отходничество, столыпинская аграрная реформа. Переселенцам предоставлялись наделы в Тобол., Томской и Иркут. губерниях. Они расселились по Тоболу, Вагаю, Иртышу, рекам Дальнего Востока, преимущественно в Тобол., Томской и Енисей­ской губерниях. В 1885–98 из Казан. и Симбир. губерний в Сибирь ежегодно в среднем переселялись почти по 800 чел. из каждой. По данным переписи 1897, в сибир. регионах было зафиксировано более 4 тыс. чувашей, в т.ч. в Тобол. губ. 640, Томской 2807, Енисейской 639 чел. В нач. 20 в. поток чуваш. мигрантов увеличился.

Второй массовый поток миграций чувашей в Сибирь пришёлся на 1921–29. В частности, в голодном в 1921 выехало 18 тыс. чел. Со 2-й пол. 1920-х гг. переселения из Чувашии в Сибирь связаны с освоением новых земель (в частности, в 1927 переселилось 6 тыс. чел.). Проживали они совместно с рус., украинцами, образовывали и чисто чуваш. поселения. В кон. 19 – нач. 20 вв. на Ю современ. Тюмен. обл. (Нижнетавдин., Тюмен., Ярков. р-ны) возникло несколько десятков чуваш. и чувашско-рус. селений, среди них Ангарка (1926) (см. Ивановка), Горьковка (1927), Канаш (1922), Михайловка (кон. 19 – нач. 20 вв.), Петрунькино (1904), Половинка (1910), Польяновка (1912), Рысево, а также хутора, объединившиеся в 1928–31 в деревни (Михайловка, Северная и др.); в Омской обл. – Новоекатериновка, Казанка, Евгеньевка, Новоказанка; в Новосибир. обл. – Новониколаевка, Новопокровка, Витинск. Переселенцы занимались полеводством, животноводством, лесными промыслами, рыбной ловлей, охотой. До 1960-х гг. увеличивались посевные площади, расширялись деревни. История массовых переселений и освоения новых территорий запечатлена в народ. памяти, отражена в устном народ. творчестве, в частности в жанре çĕнĕ çĕр юррисем (песни переселенцев на новые земли).

Следующие волны переселений чувашей всех 3 этнографич., а также этнотерриториал. групп чувашей Поволжья и Приуралья связаны с индустриализацией и освоением природ. ресурсов Сибири и Дальнего Востока, раскулачиванием крестьянства и массовыми репрессиями в 1930-х гг., плановыми переселениями и организован. набором в 1950–70-х гг. В 1930–50-х гг. в Сибирь, особенно в восточ. часть, отправлялись тысячи ссыльных. Молодёжь уезжала для работы на стройках и промышлен. предприятиях. Всего в 1939–59 из Чуваш. АССР в Алтайский и Краснояр. края, Тюмен. и Иркут. области переселилось свыше 35 тыс. чел. Новые мигранты продолжали прибывать также в послед­ние десятилетия 20 в., глав. обр. в газонефтесодержащие районы Тюмен. обл. и в г. Норильск. В 1970–90-х гг. в 2 раза увеличилось число чувашей в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автоном. округах.

В смешанных сел. населён. пунктах чуваши расселялись компактно, нередкими были «чувашские» улицы. В связи с ликвидацией так наз. неперспективных деревень в кон. 1960 – 1970-х гг., расформированием колхозов и совхозов в 1990-х гг. немало чуваш. селений исчезло, их жители переселялись на централ. усадьбы, в район. центры и города.

В Сибири и на Дальнем Востоке чуваши образуют этнотерриториал. группы в масштабах одной или двух смежных областей, напр., выделяются южнотюмен., новосибирско-омская, кемеровско-томская, иркут. группы. Они составляют большинство жителей в десятках деревень Ю Тюмен. обл. [Канаш и Белая Дубрава, Большой и Малый Хутор, Петрунькино Нижнетавдин. р-на, Но­воалександровка, Караульнояр Ярков. р-на, Ангарка (Ивановка), Северное Аромашев. р-на], значительна доля чувашей в селениях Дубровное, Нижняя Тавда, Ярково этой области, а также Шестаки Гурьев. р-на, Симбирка Ижмор. р-на, Андреевка Кемеров. р-на, Михайловка, Пушкино и Чапаевский Прокопьев. р-на, Терёхино Топкин. р-на Кемеров. обл., Чуваши и Витинск Северного р-на Новосибир. обл., Джогино Тайшетского р-на Иркут. обл., Казанка Краснояр. края. На Дальнем Востоке мигранты оседали преимущественно в город. поселениях.

На 1-м этапе (кон. 19 – нач. 20 вв.) переселенцы сохраняли привычный тип хозяйства и культуры. Чуваш. этнолокал. группы, образовавшиеся в этот период, в течение 20 в. воспроизводили традицион. этническую культуру. Первые чуваш. школы возникли в кон. 19 в. в Кузнецком у. Томской губ. Учителями были выпускники Симбирской чувашской школы, оттуда же поступали учебники, тесную связь с сибир. чуваш. школами поддерживал И.Я. Яковлев. В 1920-х гг. расширилась сеть чуваш. школ и культурно-просветительских учреждений, до 1942 в Кемеров. област. педагогич. училище готовили учителей для чуваш. начал. школ. Переселенцы 2-й пол. 20 в. сохраняли элементы этнической культуры: календар. и семейной обрядности, песен. фольклора, народ. костюма, национал. кухни.

В кон. 20 – нач. 21 вв. численность чувашей Сибири и Дальнего Востока сокращается в ­связи с высоким уровнем миграции в запад. регионы страны, а также в результате ассимиляцион. процессов. Более половины сибир. чувашей живут в смешан. браках. Идут интенсив. процессы утери этнической культуры, постепен. вытеснения чуваш. языка из внутриэтнического общения. В 1959 чуваш. язык считали родным 72,4% сел. чувашей, в 1989 – треть. В чуваш. селениях жители общаются на чуваш. и рус. языках. Традицион. чуваш. культура выражена в народ. зодчестве – планировке усадьбы, в устройстве фа­сада, малых архитектур. формах и резьбе; фольклор. костюме, имеющем черты этнографич. групп; в обрядовой культуре, декоративно-прикладном искусстве; сел. жители готовят национал. блюда и напитки. Традицион. элементы бытуют наряду с инновациями. Национал. специфика постепенно сглаживается, напр., она почти исчезла из свадеб. обрядности.

Функционируют регионал. чуваш. обществен. организации: «Ассоциация чувашей «Тăван» Тюмен. обл. (с 1991) с национально-культур. автономиями в городах Сургут, Нефтеюганск, центром чуваш. культуры в г. Тюмень; Кемеров. (1992, с. Михайловка) и Томской; «Юлташ» Иркут. областей, Краснояр. края (1990). Их деятельность направлена на сохранение и развитие чуваш. нацио-нал. культуры, родного языка, традиций, обычаев, народ. промыслов, пропаганду этнокультур. ценностей. В 1990 – нач. 2000-х гг. в нек-рых школах (напр., в Канаше Нижнетавдин. р-на) преподавались чуваш. язык, литература и культура чуваш. народа (ныне работают факультативы), имелись музеи и отделы с чуваш. литературой в библиотеках, на­уч. и художествен. литература сосредоточена в основном в чуваш. культур. центрах. Тюмен. чуваш. организация издаёт газету «Тăван». Организуются чуваш. национал. праздники, на регионал. уровне проводится Акатуй, регулярны выставки изделий народ. декоративно-прикладного искусства, блюд чуваш. кухни, пропагандируются народ. виды спорта и игры. В сел. и город. поселениях, в к-рых компактно проживают чуваши, действуют чуваш. фольклор. ансамбли. Ассоциация «Тăван» участвует на област. праздниках национал. культур «Мост дружбы» и дет. фестивале культур «Радуга», проводит област. конкурс «Чăваш пики» (Чувашская кра­савица). Во Дворце национал. культур «Строитель» (г. Тюмень) функционирует отдел чуваш. культуры.

В западносибир. регионах в 1980–2000-х гг. организован ряд науч. экс­педиций по изучению этнодисперсных групп чувашей. В Тюмен. обл. с 2003 проводятся научно-практич. конференции «Бичуринские чтения», изданы сборники материалов. История чуваш. деревень изучается мест. краеведами.

Из сибир. чувашей вышли художник В.И. Мешков, скульптор А.С. Тумандейкин, композитор Н.В. Пуганов, Герой Советского Союза А.А. Парминов, Герой Социалистич. Труда П.П. Прокопьев и др.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Коровушкин Д.Г. Чуваши Западной Сибири: Расселение и численность в конце XIX – начале XXI вв. Новосибирск, 2009; Иванов В.П. Этническая география чувашского народа: историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Ч., 2005.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство